Какие нарушения оказались самыми распространенными на президентских выборах

Наказ кандидата Путина провести выборы по-честному не выполнен: прозрачные урны и видеокамеры не помешали каруселям, вбросам, принудительным откреплениям и выдворениям наблюдателей
М.Стулов
М.Стулов / Ведомости

Выборы стали честнее?. Этот вопрос «Ведомости» задали кандидатам в президенты накануне голосования

Владимир Жириновский: «Дело сдвинулось с мертвой точки». В обществе давно копилось желание, чтобы избирательный процесс прошел честно, и двери уже открыты. Сведены к минимуму отказы в регистрации – особенно это заметно на местных выборах, где раньше отказы случались повсеместно. То же самое с прозрачностью при подсчете голосов: дело сдвинулось с мертвой точки, и, думаю, к следующим выборам должно быть так, чтобы на любой стадии процесс можно было контролировать, чтобы нельзя было смухлевать. Конечно, важно, чтобы мы двигались дальше и чтобы к следующему циклу все участки были оснащены электронными урнами, чтобы машина сама считала и в 20.15 появлялись автоматически общие данные голосования. Но пока не произошли ключевые кадровые изменения: надо убирать половину губернаторов, мэров, которые способствуют тому, чтобы обеспечить победу своим.

Российские выборы – образец для мира

«Благодаря созданным условиям контроля над ходом голосования выборы президента РФ 4 марта могут быть образцом для подражания для других стран», – заявил первый замсекретаря президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев. По его словам, ни в одной стране мира «не предпринимается столь беспрецедентных усилий» для честного голосования и подсчета голосов. Интерфакс

По оценке ассоциации «Голос», количество нарушений на выборах 4 марта было сопоставимо с кампанией 2008 г. По сути, ничего не изменилось, считает замдиректора ассоциации Григорий Мелконьянц: административная машина по-прежнему работает, хотя, возможно, уже не так демонстративно. На смену откровенным способам фальсификаций – таким как вбросы – приходят скрытые, самыми востребованными на этих выборах оказались манипуляции с открепительными удостоверениями и голосование по дополнительным спискам, перечисляет он: избирком имеет право включить в списки для голосования на основе письменного заявления (должно быть подано не позднее чем за три дня до голосования) граждан по месту их пребывания и сотрудников близлежащих предприятий с непрерывным циклом производства. Теоретически комиссии должны передавать данные на участки, где прописаны эти избиратели, чтобы их исключили из списков, продолжает Мелконьянц, но контролировать это практически невозможно.

Информация, что избиркомы Москвы включают в списки для голосования работников предприятий, появилась 29 февраля: участковая комиссия № 2888 в районе Строгино (зарегистрировано 998 избирателей) приняла решение включить дополнительно в списки избирателей 1070 человек по заявлению нескольких строительных компаний, рассказала член комиссии Ирина Берлянд: «Самая крупная из них, «СУ-155», насколько мне известно, в нашем районе никаких работ не ведет».

Организации помогают сотрудникам проголосовать и подвозят их к избирательным участкам на автобусах, вот и появляются сообщения о массовых каруселях, посетовал председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов, а такая помощь не противоречит закону. По его оценке, на предприятиях с непрерывным циклом занято в Москве около 300 000 человек.

По данным наблюдателей, к предприятиям с непрерывным производственным циклом на этих выборах стали относиться жилкомхоз, гостиницы и даже вузы. «В 10 утра на участке № 104 обнаружили около 200 студентов, которые голосовали одновременно, без открепительных удостоверений и заявлений – просто с паспортами, – рассказал Максим Муравьев, активист объединенного штаба мобильных бригад. – По объяснению председателя УИК, студенты голосовали на основании заявления ректора Финансово-промышленной академии, в котором сказано, что они сотрудники предприятия с непрерывным циклом производства».

В районе Гольяново, по сообщению корреспондента «Ведомостей», сотрудников предприятия «Сантехпром», которое находится в двух домах от участка № 928, везут на автобусе в другой конец улицы на участок № 934, чтобы они голосовали по допсписку.

По данным наблюдателей «Яблока», за три часа только в Москве было выявлено 27 фактов организованного подвоза людей для голосования: на участок № 2773 привезли голосовать сотрудников ООО «Перспектива Тушино», а на участок № 2968 – сотрудников организации «Мостотрест». Работников гостиницы «Останкинская» на автобусах привозят голосовать на участок № 653.

Спрос на открепительные был такой, что во многих регионах их просто не хватило. В Москве избиратели, не сумевшие получить открепительных удостоверений, пытались проголосовать по справкам, не имеющим юридической силы, сообщает «Голос». Председатель Мособлизбиркома Ирек Вильданов признался (цитата по «Бизнес ФМ»), что такие справки выдавали вместо открепительных: «Люди стояли на коленях и говорили: нас уволят с работы, если мы не принесем открепительные удостоверения, дайте нам хотя бы справку, что нам отказали». К президентским выборам Московская область, в которой 5,6 млн избирателей, получила 105 000 открепительных, чуть менее 2%. При явке в 51% (как на последних думских выборах 2011 г.) по открепительным могли проголосовать около 4% избирателей области.

Не забыли и о голосовании на дому. «За два часа в выносную урну на УИК № 859 Самары успели проголосовать 176 избирателей, или 1,4 человека в минуту. С учетом того, что участок окружают исключительно пятиэтажные хрущевки, результат скорости обхода избирателей может претендовать на занесение в Книгу рекордов Гиннесса», – пишет в своем блоге депутат губернской думы Самарской области Михаил Матвеев.

Спрос на выездные урны вырос, говорит и пресс-секретарь самарского обкома КПРФ Сергей Арсеньев: «Во время предыдущих выборов на один участок приходило до 30 заявок на голосование вне помещения, сегодня – 150–200, а местами их число доходило до 500».

Удаление наблюдателей с участков, по данным ассоциации «Голос», чаще всего происходило в Самаре и Уфе. Новый прием – фальшивые наблюдатели от оппозиции. Липовые наблюдатели от КПРФ с поддельными удостоверениями заняли места почти на всех избирательных участках в Нижнем Новгороде и области, рассказал первый секретарь Нижегородского обкома КПРФ Николай Рябов, настоящих наблюдателей на участки не пускали.

В Петербурге подменяли наблюдателей и членов УИК от кандидатов Миронова и Прохорова, такие факты зафиксированы во всех районах города, а в Адмиралтейском районе – почти на всех участках.

Что стало честнее

Фальсификации на думских выборах в декабре оказались такими заметными, а недовольство ими столь массовым, что власть, не признав нарушения официально, де-факто вынуждена была пойти на уступки. Она санкционировала акции протеста «За честные выборы!» – в частности, московские митинги на Болотной площади и на проспекте Академика Сахарова, запустила политическую реформу, а Путин пообещал, что президентские выборы будут честными.

В январе отвечающий за подготовку выборов первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин собрал губернаторов и разъяснил им задачу. Они должны провести кампанию максимально честно, чтобы оппозиция не могла дискредитировать результаты голосования и повредить победителю (Путину). Был предложен ряд мер, чтобы сделать эту честность наглядной: участки должны быть оснащены видеокамерами и прозрачными, а по возможности и электронными урнами, избиркомы должны оперативно рассматривать жалобы, ликвидируя скандалы в зачатке.

И многое сделано.

Прозрачность урн к 4 марта была обеспечена на 36,6%. Именно столько участков, по данным члена ЦИК Сергея Даниленко, успели оснастить ящиками для голосования с прозрачными стенками – преимущество отдавалось городам, так как там голосует основная часть избирателей. В Москве и Московской области прозрачными урнами оборудованы все участки. Теперь вбросить бюллетени за того или иного кандидата будет труднее.

С электронными урнами особых изменений не произошло. На декабрьских выборах ими было оснащено 5129 участков (там проголосовали более 8 млн из 109 млн избирателей). Сейчас – 5544. В ЦИК объясняют, что программа перехода на электронику рассчитана до 2015 г. и радикально ускорить ее выполнение сложно. Электронные урны, кстати, эффективная штука – на выборах в Госдуму в Москве результаты «Единой России» на 250 оборудованных ими участках оказались значительно ниже, чем в целом по городу: 29,9% против 46,5%.

Видеокамерами в спешном порядке (и потратив более 13 млрд руб.) оснастили 85% участков – почти 80 000 из 94 000. ЦИК специальной инструкцией обязал председателей участковых комиссий оглашать перед камерой итоги голосования до отправки протоколов в территориальные комиссии – там данные вводят в ГАС «Выборы» и именно там, как показал опыт парламентских выборов, партия власти получала больше всего «дополнительных» голосов.

Центризбирком стал внимательнее относиться к жалобам. В прошлую президентскую кампанию, в 2008 г., состоялось только два заседания рабочей группы ЦИК по информационным спорам, на которую было вынесено пять вопросов. В ходе нынешней таких заседаний было не меньше пяти, а рассмотренных вопросов – десятки. Точной статистики нет, говорит руководитель группы Майя Гришина, но дело не в том, что число жалоб выросло, – просто комиссия учла упреки оппозиции по поводу того, что обращения не рассматриваются коллегиально.

Наконец, на эти выборы записалось беспрецедентное количество общественных наблюдателей – 245 000 человек (65 000 от Владимира Путина, по 20 000 от Михаила Прохорова и Геннадия Зюганова, по 30 000 от Владимира Жириновского и «Яблока» и 80 000 от Сергея Миронова). Сколько из них пришло на участки, непонятно, но для сравнения: в 2008 г. на президентских выборах, по данным ЦИК, было 158 265 наблюдателей.

Правда, не всегда понятно качество этих наблюдателей. Например, в Москве, в районе Фили-Давыдково, по одному электронному адресу зарегистрировалось сразу 20 наблюдателей-волонтеров, рассказал пресс-секретарь «Яблока» Игорь Яковлев: «Нас это насторожило. Связались по телефону – это простые такие женщины, сотрудницы бюджетного учреждения. Они говорят: «Вы не волнуйтесь, мы наблюдать не будем – только запишемся и уйдем». Им так на работе велели сделать».

Что осталось нечестным

До настоящей честности выборам еще далеко, уверен сопредседатель Партии народной свободы Борис Немцов: главная фальсификация состоит в том, что Путин сам отбирает соперников. Ведь право выдвинуть кандидата в президенты без сбора подписей есть только у парламентских партий. А у реально оппозиционных партий нет шанса не только пройти в парламент, но и быть зарегистрированными.

Чтобы выдвинуть кандидата в президенты не от парламентской партии, нужно собрать за него в течение месяца 2 млн подписей, которые признает подлинными ЦИК (реально – больше, с запасом). Сбор подписей – это институт, специально созданный, чтобы отсечь тех, кого не назначили кандидатом в администрации президента, считает политолог Михаил Тульский. Собрать нужное количество подписей стало совершенно нереально, когда в 2004 г. лимит подняли вдвое, а срок сбора сократили с трех месяцев до одного. Подписи давно никто не собирает – их рисуют, а признает ли ЦИК их подлинными, зависит от Кремля, констатирует эксперт.

В конце прошлого года президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о сокращении числа подписей за кандидата: от непарламентской партии – 300 000, от самовыдвиженцев – 500 000. Но эти нововведения не затронули нынешнюю кампанию: лидеру «Яблока» Григорию Явлинскому ЦИК отказал в регистрации, забраковав собранные им подписные листы.

Другая нечестность выборов состоит в том, что у кандидата от власти всегда больше возможностей попасть на телевидение. 14 февраля кандидаты в президенты Зюганов, Жириновский и Миронов объявили выборы нелегитимными. Основанием стали результаты проведенного коммунистами мониторинга телеэфира: Путин за первые 10 дней агитационной кампании получил 72% времени в эфире федеральных телеканалов, другие кандидаты поделили оставшееся. «Под видом информирования о работе не ушедшего в отпуск председателя правительства идет неприкрытая пропаганда в пользу одного из кандидатов», – возмущалась Лига избирателей в открытом письме, адресованном председателю ЦИК и руководителям телеканалов.

Но ЦИК не нашел нарушений: согласно его заключению, методика мониторинга телеэфира, которой пользовались коммунисты, некорректна: агитацией не считается информация, связанная с исполнением претендентом должностных обязанностей. По данным ВГТРК, с 4 по 27 февраля Путин-кандидат получил на канале «Россия 1» даже меньше времени, чем Зюганов: его показывали 1 час 38 минут, а Зюганова – 1 час 40 минут.

По данным службы «Медиалогия», которая не делает различий между премьером Путиным и кандидатом Путиным, с 1 января по 29 февраля о Путине на федеральных телеканалах было 1572 сообщения – больше, чем обо всех остальных кандидатах, вместе взятых (см. рисунок). Для сравнения: о президенте Медведеве упомянули 940 раз.

Несмотря на общую установку на честность, административный ресурс никуда не делся. Ассоциация «Голос» утверждает, что региональные администрации уже получили «плановые задания» по явке избирателей и проценту голосов за «нужного» кандидата. Это редко удается подтвердить – например, в мэрии Москвы отрицают, что вице-мэр Петр Бирюков собирал начальников районных центров соцзащиты, чтобы дать им установку: обеспечить голосование за Путина. Сотрудник одного из районных центров соцзащиты города подтвердил разнарядку: каждый сотрудник должен обеспечить голосование на дому не менее пяти человек, которым он «покажет, где надо поставить крестик».

Подозревать власти в нечестности дает основание и дефицит открепительных удостоверений, которые могут быть использованы для махинаций (получи открепительное – сдай начальству, а потом с этим открепительным специально обученный человек может проголосовать на многих избирательных участках). ЦИК заготовил 2,6 млн открепительных (столько же, сколько и на предыдущих выборах) и распределил почти весь тираж по регионам, оставив в резерве 50 200. А на той неделе ему пришлось спешно выделять из этого резерва открепительные Воронежской, Костромской, Липецкой, Оренбургской, Ростовской, Ленинградской, Московской областям, Петербургу и Карелии. В пятницу из Подмосковья продолжали поступать жалобы на отсутствие открепительных.

Наконец, главная нечестность состоит в том, что результаты выборов практически невозможно оспорить в судах. Судебную статистику по выборам в Госдуму, которые вызвали всенародное возмущение, ЦИК еще не собрал. Пока есть статистика по Москве, источник – председатель Мосгорсуда Ольга Егорова: столичные суды рассмотрели около 100 выборных дел – голоса будут пересчитаны только на одном избирательном участке.