Российский бюджет недополучает около 1 трлн руб.
Ежегодно российский бюджет недополучает примерно 1 трлн руб. доходов – это задолженность по налоговым платежам и штрафам. И ее даже не учитывают при планировании бюджетаНа начало апреля долг перед консолидированным бюджетом по налоговым платежам и пеням, собираемым налоговой службой, составил 1,2 трлн руб., говорится в отчете правительства об исполнении бюджета за I квартал, переданном на прошлой неделе в Госдуму (есть у «Ведомостей»). Почти вся сумма – 1,1 трлн руб. – долг федеральному бюджету. Это 14% запланированных на этот год доходов казны (7,8 трлн руб. с учетом принятых поправок к бюджету) и более трети от годового плана налоговых сборов ФНС (2,7 трлн руб.). Это стандартная цифра, говорит сотрудник Федерального казначейства: «Она образуется из-за того, что в начале года у компаний не хватает оборотных средств, и некоторые налоговые платежи они задерживают». К концу года эта сумма обычно снижается, уточняет он.
Сумма недополученных налогов действительно остается почти неизменной последние несколько лет, не поддаваясь ни сокращению, ни инфляции. В 2003 г. она составляла 1,1 трлн руб. За 2009 г. налогоплательщики задолжали казне те же 1,1 трлн руб., за 2008 г. – 967 млрд руб., за 2007 г. – 1 трлн руб. Всплеск задолженности до 1,5 трлн руб. был в 2005 г. из-за дела ЮКОСа, говорит чиновник одного из финансово-экономических ведомств.
Чуть более трети нынешнего долга (467 млрд руб.) – это неуплаченные пени и налоговые санкции, а задолженность по налогам и сборам – 775,5 млрд руб. Причем почти половина этой задолженности (355,4 млрд руб.) практически безнадежная – эти платежи трудно взыскать из-за открытия конкурсного производства, приостановления решений налоговых органов о взыскании задолженности, наложения ареста на имущество налогоплательщика, введения процедур банкротства. По видам налогов самый большой долг – по НДС (357 млрд руб.) и на прибыль (175,2 млрд руб.). За I квартал задолженность по налогам выросла на 10%, к 1 мая – еще на 3% почти до 800 млрд руб.
Компании иногда просто не успевают выплатить начисленное в срок, но удельный вес подобных долгов в составе общей задолженности невысок, думает эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина: «Основная сумма – шлейф, переходящий из года в год, чисто бухгалтерская величина, на которую махнули рукой и не рассматривают как источник дополнительного дохода».
Это тянущиеся еще с 1990-х безнадежные долги, их и списать нельзя, и получить сложно, говорит чиновник Минфина. Погашается лишь небольшая часть этой суммы, остальное либо списывается по суду, либо переходит в категорию отсроченных и реструктурированных платежей, объясняет чиновник одного из ведомств, знакомый с бюджетными проектировками. При планировании доходов бюджета вся сумма задолженности никогда не учитывается, уверяет он.
Тем не менее часть этой суммы ежегодно проходила в доходной части бюджета по строке «дополнительные поступления в связи с мерами по укреплению платежной дисциплины»: в 2008 г. ФНС планировала сократить долг за счет НДС на 329 млрд руб., в 2009 г. – на 373 млрд руб. В бюджете на 2010 г. такой строки уже нет: в прошлом, кризисном, году на фоне просьб об отсрочке налоговых платежей на должников решили не давить.
Если бы сумма задолженности сильно выросла в кризис, можно было бы надеяться, что это явление временное, рассуждает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова, но, когда этот объем почти неизменен много лет, значит, тому есть институциональные причины. «Налоговая система устроена таким образом, что позволяет иметь в экономике огромную задолженность и никак не решать эту проблему», – констатирует она. Связаться с пресс-службой ФНС вчера не удалось.