Медведев запрещает лампочки
Нужно запретить с 2011 г. оборот лампочек накаливания, решил президент. Правда, в России другие лампы практически не выпускаются и плохо продаютсяЗапрет на лампочки – жесткая мера, но это та самая «революционная штука», которая поможет России стать наконец энергоэффективной, предупредил вчера всю страну президент Дмитрий Медведев (см. также статью на стр. А3). Ведь для остального мира это не новость: европейские страны давно решили, что в 2009–2012 гг. перейдут на энергосберегающие лампы. Теперь очередь за Россией.
Речь о новой редакции законопроекта «Об энергосбережении <...>» (планируется ко второму чтению в Госдуме), где появился пункт о прямом запрете на производство и оборот лампочек накаливания с 1 января 2011 г. Это потребует «нелегких» решений, признал вчера президент. «В ряде случаев нам придется просто вводить запреты, например запрет на оборот ламп накаливания», – еще раз напомнил он. Руководители регионов и предприятий будут «нести ответственность, в том числе материальную». Что будет делать население, Медведев не сказал.
До сих пор лампы накаливания были несравнимо популярнее энергосберегающих: ведь первая стоит в рознице 10–15 руб. (российского производства), а ее более современный и эффективный аналог – 150–300 руб. И потому до кризиса энергосберегающие лампы занимали всего около 5% рынка, отмечает коммерческий директор компании НДК (дистрибутор ламп «Космос») Андрей Туряница. Российское производство – около 700–800 млн ламп накаливания в год, а продажи энергосберегающих – около 40 млн шт., отмечает он. Те же оценки у Татьяны Ли, директора по маркетингу Philips Lighting в России и СНГ.
Полноценного российского производства энергосберегающих ламп сегодня не существует, утверждает Ли. А если судить по маркировке, то главный их поставщик – Китай. По контракту там производятся все «российские» бренды, включая «Навигатор» и «Космос», говорит сотрудник одной из компаний – производителей энергосберегающих ламп. Хотя, например, «Космос» размещает заказы на сборку ламп и на Саранском заводе точных приборов, отмечает Туряница. Построить новые заводы в России можно, считает он, но это по $20 млн инвестиций на предприятие с мощностью около 12 млн энергосберегающих лампочек в год. То есть для всей страны нужно примерно 66 таких заводов стоимостью около $1,3 млрд.
Импорт ламп еще в 2006 г. был ограничен квотами и заградительными пошлинами: тогда доля зарубежных поставок (в основном КНР) была принудительно снижена с 60% до 9%. Делалось все для поддержки крупнейшего российского производителя ламп – холдинга В.А.В.С. (70–90% рынка, по разным оценкам). В мае 75% его акций отошли за долги Сбербанку. Получить там комментарии «Ведомостям» не удалось.
Если население сочтет запрет на лампочки личной инициативой президента, это может плохо сказаться на его рейтинге, отмечает заместитель гендиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Социальных потрясений не будет, уверена министр экономразвития Эльвира Набиуллина: энергосберегающие лампочки обходятся в эксплуатации дешевле. «Глобальная конечная польза для всех превысит возможное недовольство на первом этапе», – говорит сотрудник администрации президента.