Карл-Хенрик Сванберг: BP возглавит президент шведской Ericsson

Карлу-Хенрику Сванбергу уже приходилось становиться во главе бизнеса, в котором он слабо разбирался. Сванберг сумел вернуть шведской Ericsson былую мощь, хотя до прихода в эту компанию он занимался продажами замков. Теперь Сванберг займется нефтью. Главный его козырь – широкие связи по всему миру

Швед Карл-Хенрик Сванберг в декабре 2009 г. покинет Ericsson, чтобы возглавить совет директоров нефтяного концерна BP. Президент и гендиректор Ericsson славится не только своими навыками продаж, но и записной книжкой с таким количеством координат полезных людей, каким не может похвастаться ни один из глав бизнеса.

Он предпочитает произведенные в Швеции вещи, полушутя-полусерьезно объясняя это патриотизмом. Всю жизнь он ездит только на Volvo и пользуется телефонами Ericsson – даже в те времена, когда и не мечтал возглавить эту фирму. Правда, Сванберг – довольно консервативный пользователь сотовой связи. Он использует мобильный телефон в основном для звонков и просмотра электронной почты по дороге на работу. Иногда смотрит новостные ролики. Но если ему нужно закачать в телефон какую-нибудь мелодию, приходится просить об этом своих детей, признавался Сванберг в интервью журналу «Компания» в 2007 г.

BP

нефтегазовая компания. Финансовые показатели (2008 г.): выручка – $365,7 млрд, чистая прибыль – $21,7 млрд. Добыча (2008 г.) – 120,1 млн т жидких углеводородов, 82,9 млрд куб. м природного газа. Доказанные запасы – 1,41 млрд т жидких углеводородов, 1,28 трлн куб. м природного газа. Капитализация – $149,7 млрд. Образована в 1998 г. путем слияния British Petroleum и Amoco. Почти 100% акций – в свободном обращении.

Ericsson

Телекоммуникационная КОМПАНИЯ. Финансовые показатели (2008 г.): выручка – $31,67 млрд, чистая прибыль – $1,7 млрд, Капитализация – $33,8 млрд. Крупнейшие владельцы голосующих акций – Investor AB (19,42%), Industrivarden AB (13,28%), SHB Pensionsstiftelse (3%). Основана в 1876 г. как мастерская по ремонту телеграфного оборудования. В 2001 г. на паритетных началах с японской Sony учредила компанию по производству сотовых телефонов Sony Ericsson.

В этом коллекционировании Сванбергу помогло и то, что оборудование Ericsson поставляется в 175 стран. А так как телекоммуникации считаются стратегической отраслью, от которой зависит национальная безопасность, в его записную книжку попали контакты министров и президентов. У него есть опыт работы с такими важными для ВР странами, как Китай, Россия и Индия, отметил гендиректор BP Тони Хейворд.

Под руководством Сванберга Ericsson вернула себе звание крупнейшего мирового производителя оборудования для сотовой связи. Фактически за все время работы в компании (с апреля 2003 г.) Сванберг потерпел только одно поражение. В октябре 2007 г. Ericsson шокировала инвесторов, предупредив о возможном падении чистой прибыли в III квартале на 36% по сравнению с тем же периодом 2006 г., и это несколько недель спустя после оптимистичной презентации для аналитиков! Сразу после открытия Стокгольмской биржи котировки компании рухнули на четверть. Аналогичная картина наблюдалась на Нью-Йоркской бирже. Аналитик компании Nomura Ричард Виндзор уверен, что рынок никогда не простит Сванбергу такое непостоянство в прогнозах в тот момент, когда все играли на повышение. Когда через неделю с небольшим компания официально объявила о результатах финансовой деятельности за I квартал, акции рухнули еще на 11%.

Небедный человек

Сванберг родился в шведском городе Пориус в 1952 г. Он получил степень магистра в Технологическом институте г. Линчоппинг. «Изучение прикладной физики дает тебе уверенность в том, что ты сможешь разобраться в самых сложных материях», – утверждает Сванберг, говоря, что это позже пригодилось в бизнесе. Но его не назовешь ветераном телекома. С 1977 по 1985 г. он работал в различных странах, налаживая экспорт оборудования Asea Brown Boveri (сейчас – АВВ, производит оборудование для электроэнергетики и автоматизации). Попутно он учился на бакалавра в области бизнес-администрирования Университета г. Упсалы в Швеции. Сванберг вспоминает, что полученные там знания были крайне полезны для его работы: изучалась макроэкономика, международная торговля, хеджирование рисков, в том числе валютных.

С 1986 по 1994 г. Сванберг занимал руководящие посты в компании Securitas – это мировой лидер в области систем безопасности. С 1994 г. был президентом и гендиректором Assa Abloy Group, производящей замки, и увеличил за девять лет объемы продаж этой фирмы с $0,5 млрд до $3,5 млрд. Сванберг вспоминает, что Assa Abloy научила его кризисному менеджменту, поскольку время от времени покупала компании, попавшие в трудное положение. Только в апреле 2003 г. Сванберг пришел в телекоммуникационную отрасль, возглавив Ericsson.

Надо признать: момент был выбран очень удачно. На долю его предшественника выпало резкое падение стоимости акций, после того как на фондовом рынке лопнул интернет-пузырь (это происходило в 2000–2001 гг.). Одним из первых шагов Сванберга стала покупка акций Ericsson на $11 млн. Как человек небедный, Сванберг потратил на это исключительно собственные средства, тем самым показав свою личную ответственность за финансовое положение компании. «Я чувствовал, что коммуникации – это растущая и перспективная индустрия, – объяснял он свой поступок, – и что смогу восстановить прибыльность компании, поскольку уже имел опыт кризис-менеджмента в предыдущих организациях, где работал». Сванберг стал уделять основное внимание не реструктуризации, начавшейся еще в 2001 г., а расширению бизнеса.

Другим приоритетом Сванберга стало технологическое лидерство. «В Ericsson работают 47 000 сотрудников, из них 17 000 занимаются научно-исследовательской работой – это магистры и доктора наук», – рассказывал он в интервью «Ведомостям» в 2004 г. Три года спустя в другом интервью «Ведомостям» он добавил, что Ericsson инвестирует 17–18% выручки от продаж (около $4 млрд в год) в научно-исследовательские разработки. Благодаря такой стратегии Ericsson стала выигрывать крупные контракты. Так, в феврале этого года Ericsson заключила сделку с крупнейшим американским оператором сотовой связи Verizon Wireless на создание сети четвертого поколения на базе технологии LTE.

«Инновационный и смелый выбор»

На поиск нового главы совета директоров у ВР ушли не недели, но и не годы, а считанные месяцы, призналась компания. Участники рынка ожидали, что новый кандидат будет обладать большим опытом работы в отрасли, преимущественно в США, и были поражены. «Инновационный и смелый выбор», – прокомментировал назначение один из крупных акционеров ВР. Он не совсем прав. В 2006 г. председателем совета директоров нефтегазовой компании Royal Dutch Shell стал бывший президент Nokia Йорма Оллила. «Эти назначения показывают, насколько страстно западные нефтяные фирмы хотят позиционироваться как высокотехнологичные компании, а не простые поставщики нефти и газа», – язвительно откомментировала газета The Wall Street Journal, объяснив это растущим давлением на представителей «большой нефти» с целью заставить их инвестировать в высокие технологии для борьбы с глобальным потеплением.

Первые заявления Сванберга вполне соответствуют желанному имиджу нефтяной компании. Увеличение числа автовладельцев и количества авиапутешествий нерационально с экологической точки зрения, сказал он в интервью The Financial Times. «При нормальных темпах роста мировой ВВП утроится к 2050 г., а население Земли увеличится еще на 2 млрд человек, – спрогнозировал он. – Если мы продолжим жить так же, как сейчас, планете будет непросто нас вынести <...> Нужно более разумное общество, ради удовлетворения интересов которого мы не сможем просто утроить перевозки, количество машин, самолетов и всего прочего. Нам необходимо найти другие способы работы».

Сванберг известен и как общественный деятель. Он входит в состав консультативного совета Института земли при Колумбийском университете. При нем Ericsson приняла участие в проекте «Деревни нового тысячелетия», обеспечивая услугами связи жителей беднейших сельских районов мира, в частности 5000 нигерийцев из деревни Пампаида.

Сванберга отнюдь не расстраивает то, что ему снова придется возглавить бизнес, который он представляет себе весьма смутно. Быть хорошим председателем совета директоров просто, если знаешь одну хитрость, уверяет он: «На каком бы посту ты ни трудился, всегда работа сводится к одному и тому же: найти истинных лидеров и наладить командную работу».

Шведский патриот

ВР будет платить Сванбергу 650 000 евро в год. Ожидается, что за эти деньги ему придется на два-три дня прилетать из Швеции в Лондон, чтобы поработать в офисе ВР на площади Сент-Джеймс. «Это огромная компания, играющая важную роль в Великобритании и мире, очевидно, что ею нельзя управлять на расстоянии», – согласился Сванберг, который привык большое внимание уделять личным контактам. «Моя роль как руководителя заключается в том, чтобы вдохновлять коллектив компании, заряжать энергией этот большой организм, – признавался он в интервью украинскому журналу «&.Стратегии» в 2005 г. Придя в Ericsson, Сванберг много времени посвятил общению с сотрудниками, лично поговорив с сотнями людей. «В большой компании нельзя скомандовать: «Налево кругом и за работу!» – объясняет Сванберг. – Необходимо поделиться со всеми своим видением будущего и заразить их энтузиазмом. Тогда можно вместе свернуть горы».

Сванберг верит и в необходимость личных отношений с главами компаний-партнеров. При заключении многомиллионных сделок необходимо хорошо представлять себе не с какой компанией, а с каким человеком имеешь дело, кто несет ответственность за выполнение условий контракта, считает он.

То же самое касается и потребителей. Существовала реальная опасность для Ericsson, считает Сванберг, что она слишком замкнется в себе. Пытаясь удержаться в конкурентной борьбе, когда потребности клиентов быстро изменяются, а технологии постоянно развиваются, компания чуть не увязла в технологической гонке, предлагая рынку новейшие достижения своих инженеров. Но правильный путь, считает Сванберг, – открытый менталитет, когда потребителю предлагаются не последние новинки технологий, а то, что хочет покупатель. «Поэтому для меня крайне важно уделять максимально много времени общению с клиентами и непосредственно связанными с рынками сотрудниками», – признавался Сванберг.

Что Сванберг поменял в Ericsson

После завершения реструктуризации в середине 2000-х шведская компания приобрела активы британской Marconi, выпускающей оборудование для сетей связи, и американского производителя сетевых маршрутизаторов Redbeck. Кроме того, портфель активов Ericsson пополнился за счет Tandberg и Mobeon – производителей оборудования для мультисервисных услуг (интернет-доступ, телевидение и т. п.).