Александр Роднянский: Почему ушел Роднянский?

С.Портер
С.Портер

После сверхуспешных для CTC «Бедной Насти» и «Не родись красивой» сезон 2007 г. был для канала уже не так удачен. «Не пошел» сериал «Тридцатилетние». Именно с падением рейтингов CTC руководители двух медиакомпаний связывают появившуюся в конце 2007 г. информацию о недовольстве акционеров результатами Роднянского. Больше всех был недоволен сопредседатель совета директоров «CTC Media», президент Альфа-банка Петр Авен, который и пригласил Роднянского в CTC, утверждают они. «Совершенно точно могу сказать, что субъективного фактора в решении Роднянского оставить компанию нет», – комментирует это Олег Сысуев, первый зампредседателя совета директоров Альфа-банка. По его мнению, за семь лет СТС превратилась в «очень большую компанию, которая нуждается в более жестком рациональном менеджменте». А огромный творческий потенциал Роднянского, в свою очередь, нуждается в другом применении.

«CTC Media»

телевизионный холдинг. финансовые показатели (GAAP, 2008 г.): выручка – $640,2 млн, прибыль – $22,5 млн. Акционеры – MTG (39,6%), «Альфа-групп» (26%). капитализация (NASDAQ, 20.30 МСК) – $1,78 млрд.

Александр Роднянский – один из самых известных телевизионных продюсеров в России. Он проработал на «СTC Media» семь лет. По одной версии, Роднянский уходит с поста президента канала, потому что им недовольны акционеры; сам он утверждает, что ему интереснее заниматься интеллектуальными сериалами и арт-хаусным кино, нежели создавать очередной молодежный сериал

Мать Роднянского Лариса Роднянская была директором киностудии «Контакт» Союза кинематографистов Украины. Ее отец Зиновий Роднянский был главным редактором Киностудии документальных фильмов Украины. Александр родился в 1961 г. в Киеве и из-за занятости родителей жил в семье деда. Дед был единственным выжившим из 12 детей в его семье, и, чтобы продолжить династию, внуку дали его фамилию. Отец Роднянского Ефим Фридман надеялся, что если его сына лишили его фамилии, то оставят хотя бы распространенное в их семье имя – Александр, что и было сделано. Но мать Роднянского всегда хотела назвать сына Лешей и так называла его всю жизнь, несмотря на запись в паспорте. Эта двойственность сохранилась до сих пор. Все друзья и родные зовут его Лешей. Неудивительно, что гендиректор телеканала «Россия» Антон Златопольский и Владимир Ханумян, бывший исполнительный директор «СTC Media», в разговоре с «Ведомостями» постоянно сбивались с Александра и называли Роднянского Лешей. Впрочем, в самой «CTC Media» Роднянского зовут исключительно Александром Ефимовичем и даже именование по фамилии воспринимается сотрудниками как неуважение.

МЕЧТА ОБ «ОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ»

Александр Роднянский окончил факультет кинорежиссуры Киевского института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого. Тогда его страстью были документальные фильмы, он снимал короткометражки про экологию и политику. Именно благодаря им попал на работу на германский телеканал ZDF, где проработал до 1995 г. Тем временем власть на Украине сменилась: президентом стал Леонид Кучма, с которым Роднянский нашел общий язык. От украинского правительства Роднянский и его двоюродный брат Борис Фуксман получили в собственность первый государственный канал, который тогда не приносил никаких доходов и, несмотря на свой национальный статус, имел долю аудитории около 7%. Условием сделки было сделать канал прибыльным, Роднянский за пару лет сделал из «1+1» влиятельный канал, который, по его словам, молодежь любила за качественно сделанные новости и ток-шоу и хорошее кино. «1+1» тех лет Роднянский сравнивает с НТВ «старого образца». В 1997 г. Роднянский продал 30% акций канала «1+1» за $22 млн компании Central European Media Enterprises, которой владел наследник парфюмерной компании Рональд Лаудер (к 2006 г. он выкупил весь канал).

Во время работы над «1+1» Роднянский познакомился с одним из своих будущих близких друзей – гендиректором «Видео интернешнл» Сергеем Васильевым. «С тех пор он почти не изменился, такой же талантливый, горячий и профессиональный. Только располнел слегка. Теперь вот спортом постоянно занимается, в теннис играет», – улыбается Васильев. Он рассказывает, что Роднянский часто встает рано утром просто для того, чтобы посмотреть новый фильм, и возит пачки дисков с собой по всему миру. Ведущий программы СTC «Истории в деталях» Сергей Майоров рассказывает, что помимо фильмов Роднянский постоянно возит с собой книги и читает все подряд – от детективов и фэнтези до монографий по психологии. Привычка много читать у него с детства. В 12 лет Роднянский отправился с матерью в круиз на пароходе по маршруту Одесса – Батуми. И вместо того чтобы играть с другими детьми и купаться, взахлеб читал книги. Тогда он прочел роман братьев Стругацких «Обитаемый остров», фильм по которому потом долго мечтал снять. Всего, по собственным подсчетам, Роднянский выпустил под своим именем 16 игровых фильмов. Первым в 1991 г. стала экранизация Кафки «Певица Жозефина и мышиный народ», последний продюсерский проект Роднянского – тот самый «Обитаемый остров», который, впрочем, не принес Роднянскому большого финансового успеха: вместо планируемых $70 млн сборов фильм собрал только $30 млн.

«Мы – банда, мы всех порвем!»

Майоров вспоминает: «В январе 2002 г. у меня раздался телефонный звонок. Тихий голос с почти неисправимым украинским акцентом представился: «Здравствуйте, я – Александр Роднянский», и пригласил выпить чашечку кофе». В итоге кофе заказал только Майоров, а Роднянский пил знаменитый зеленый чай с рисом, закусывал его бананами и сухарями с изюмом. Эти сухари и зеленый чай с рисом до сих пор любимая еда Роднянского в любое время суток. Та встреча Роднянского и Майорова затянулась на пять часов. «Говорили обо всем: о жизни, философии, друзьях и, конечно, его любимом кино, в итоге начали работать вместе». Роднянский, по словам Майорова, «прямо подсаживает людей на доверие к себе». «Я никогда не видел, чтобы начальник лично периодически заезжал на проект, чтобы с ребятами поговорить. После этого люди готовы на себе рубашку рвать и орать: «Мы – банда, мы всех порвем!» – рассказывает он.

Роднянский пришел на CTC в июне 2002 г. Успех каналу принесли массовые сериалы. В 2003 г. вышла в эфир «Бедная Настя», два года спустя – сериал «Не родись красивой». По данным TNS, если до октября 2003 г. аудитория СТС в возрасте от шести до 54 лет не превышала 500 000 человек, то после окончания «Не родись красивой» в июне 2006 г. превышала 700 000 человек, а к концу 2006 г. была 858 000 зрителей. Таким образом канал перешел в «высшую лигу». «Роднянский очень много сделал для канала СТС, вывел его из разряда каналов второго эшелона если не в число лидеров, то на совершенно иную, высокую ступень качества, – сказал шоумен Александр Цекало. – У Роднянского был контракт, по которому он должен был вывести канал на определенные финансовые показатели, провести IPO, команда, которую он набрал и возглавил, стала той движущей силой, которая позволила выполнить поставленные цели, теперь канал будет двигаться в выбранном направлении».

По словам одного из сотрудников СТС, Роднянский не любит долго приучать зрителей к продукту, любит быстрый успех. «Он любит вникать и контролировать все детали процесса, авторитарный управленец, при этом предпочитает не объяснять подробно поставленную задачу, ожидая, что профессионал сам должен все знать», – говорит он. Другой знакомый Роднянского рассказывает о нем: «Роднянский любит обсуждать свой успех, любит хвалить, но при этом готов всегда свалить вину за неудачные проекты на обстоятельства и других людей. Не любит принимать неприятные решения, не любит увольнять людей».

«Роднянский многое формулирует сам, – парирует Ханумян, который проработал на CTC 12 лет. – С другой стороны, одна из его сильных сторон – дверь кабинета всегда открыта, обсуждение свободное. Его коммуникация не жесткая от природы». И все же Роднянский умеет вести себя и жестко. В 2005 г. в Перми проходила презентация CTC, куда сам Роднянский не смог вылететь, и тогда в эфире была допущена «небрежность», рассказывает Майоров. На следующее утро ему позвонил Роднянский и сказал: «Надеюсь, больше такого не повторится. Мы делаем большой серьезный канал». «Все это было сказано очень вежливо, но я весь поледенел и чувствовал себя так, что то ли описался, то ли воды отошли», – вспоминает Майоров.

«Ему не хватает жестокости»

«Для каждого этапа жизни компании нужен определенный руководитель. Возможно, в Роднянском не хватает жесткости, которая необходима при снижении затрат, сокращении персонала и т. п., – указывает исполнительный директор Morgan Stanley Антон Иншутин. – В кризис это умение для менеджеров стало действительно важным». Васильев говорит: «Один мой знакомый как-то сказал, что руководитель телеканала должен быть одновременно директором завода и режиссером Большого театра. В идеале пропорция должна быть равной, хотя в Роднянском, несомненно, больше режиссера, жесткое управление операционной деятельностью – не самая сильная сторона Роднянского, его сила – в создании красивых проектов».

«Мой диагноз – режиссер», – говорит о себе Роднянский. Недавно он сформировал собственную компанию AR Films, теперь, по его словам, займется производством интеллектуальных сериалов и арт-хаусным кино. В эту компанию он собирается вложить в течение трех лет $20 млн собственных средств. Сейчас компания работает над сценарием крупной военной эпопеи «Сталинград», снимает сериалы для телеканала «Россия», занимается продвижением международной версии «Обитаемого острова». Кроме того, Роднянский вместе с продюсером Игорем Толстуновым с 2005 г. являются совладельцами фестиваля «Кинотавр». Проект некоммерческий, говорит Роднянский, в этом году многие спонсоры сократили свои расходы на «Кинотавр» и его бюджет про сравнению с прошлым годом пришлось срезать с $5,5 млн до $3,5 млн. Партнерам пришлось в кризис потратить большую часть денег из собственных карманов. Ну и на семью у Роднянского останется больше времени. Из человеческих качеств Роднянского Цекало выделил одно, по его словам, редкое для нынешнего времени: «Роднянский – прекрасный семьянин, у него очень правильно выстроены отношения с семьей – двумя детьми и женой, как все телевизионные люди, он почти все время посвящал работе, а остальное – по возможности семье, находил время для совместного отдыха».

Семья Александра Роднянского

Жена Валерия Мирошниченко – кандидат технических наук, после переезда мужа в Германию вынуждена была сменить специализацию и стала радиожурналистом. С тех пор она работает вместе с Роднянским над телепроектами: сначала на «1 + 1», а потом и на СTC. Владеет производственной компанией «Кинодеталь», которая продюсирует передачу «Кино в деталях». Сыну Александра Роднянского, которого в отличие от отца все зовут Саша, 24 года. Он закончил Лондонскую школу экономических и политических наук (LSE) и сейчас работает в Центре экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе. Ученый, изучает макроэкономику. Дочь Эля учится в школе, ей 15 лет. С удовольствием играет на школьной сцене.

Любимое кино Роднянского

«Главные фильмы, оставшиеся с юности: «Гражданин Кейн» [Орсона Уэллса], «Жил певчий дрозд» [Отара Иоселиани], «Осенняя соната» [Ингмара Бергмана], «Июльский дождь» [Марлена Хуциева], документальные фильмы мирового классика Горовца «Диалог с женщиной, ушедшей» и Криса Маркера «Без солнца». «Для меня вообще нет разницы между игровым, неигровым кино и анимацией, не разделяю их для себя», – говорил он в интервью «Ведомостям» в 2008 г.