Молочная война кончилась, победителей нет

В четверг Белоруссия возобновила поставки молочной продукции в Россию. В Белоруссии пока не оценили ущерб от молочного конфликта с Москвой, но, вероятно, почти весь он косвенный.
С.Портер
С.Портер

Сегодня Белоруссия возобновила поставки молочной продукции в Россию. Соглашение подписано накануне главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко и министром сельского хозяйства Белоруссии Семеном Шапиро. В ближайшее время белорусская сторона начнет переоформлять документы на молоко в соответствии с российским законодательством.

Соглашение подписано на взаимоприемлемых условиях, и можно официально говорить о том, что процесс урегулирования проблемы начался, заявила "Ведомостям" первый замглавы администрации президента Белоруссии Наталья Петкевич.

В связи с урегулированием молочной проблемы белорусская таможня накануне вечером приостановила введение мер таможенного оформления. Об этих мерах было объявлено вчера утром, но никакой увязки усиления погранрежима с молочным конфликтом в Минске не делали.

Введение погранрежима с Россией, поясняли представители Таможенного комитета, продиктовано соображениями симметричности ответа (таможенный режим осуществляется с российской стороны границы) и необходимостью борьбы с контрабандой. "За 15 дней июня 2009 г. таможенными органами в обычном режиме работы задержано контрабандных товаров на сумму свыше $3 млн. За 2008 г. на калининградском направлении пропало грузов на $10 млн", – сообщил вчера журналистам руководитель белорусского таможенного комитета Александр Шпилевский.

Начало молочной войне положил запрет Роспотребнадзора от 6 июня на ввоз более 1000 наименований белорусской продукции – Онищенко пояснил это несоблюдением российского технического регламента.

Для Минска это решение стало неожиданным: никакого официального уведомления от Роспотребнадзора Белоруссия не получали, узнав обо всем из СМИ, говорит Петкевич.

Ежегодно Белоруссия поставляет молочных продуктов в Россию на $1 млрд, на экспорт в Россию работает около 135 белорусских предприятий, говорит представитель белорусского минсельхоза Александр Мазолев. Но доля белорусских молочных продуктов на российском рынке не превышает 5%. "Говорить о захвате рынка смешно", – считает Мазолев.

В Москве иной взгляд на вещи. "В общем объеме импорта молока в Россию Белоруссия занимает 22-23%, и белорусское молоко стоит примерно на 20% дешевле российского", – говорит исполнительный директор Молочного союза Владимир Лабинов: возобновление поставок молочной продукции из Белоруссии приведет к дальнейшему падению цен на молоко, что негативно скажется на развитии молочного животноводства.

Пока в Белоруссии не оценили ущерб от молочного конфликта с Москвой. Большинство предприятий, экспортировавших молочную продукцию в Россию, сами временно отказались от поставок. "Мы решили не лезть на рожон", – сказал "Ведомостям" директор Слуцкого сыродельного комбината, крупнейшего в Белоруссии, Владимир Латыговский.

"Молоко мы не выливали – что-то пошло на переработку, что-то на подкорм, сыры ушли на хранение, – продолжает Наталья Петкевич. – Как такового ущерба нет, но есть недополученная прибыль. В торговых войнах победителей не бывает".