В чем суть претензий Бориса Березовского

В распоряжении «Ведомостей» оказался текст иска Бориса Березовского к Роману Абрамовичу. Опальный предприниматель считает, что бывший партнер вынудил его дешево продать акции ОРТ, «Сибнефти» и «Русала»
Е.Стецко
Е.Стецко

Иск Березовского к губернатору Чукотки Роману Абрамовичу поступил в Верховный суд правосудия в Лондоне 1 июня 2007 г., уточнил сотрудник канцелярии суда. Предварительные слушания по делу должны начаться в апреле. А 8 января 2008 г. суд зарегистрировал новый документ от Березовского – с подробным описанием сути претензий, сказал сотрудник канцелярии.

Березовский продавать акции отказался. В конце 2000 г., когда Березовский уже эмигрировал, к переговорам с ним подключился Абрамович, следует из иска: в декабре он встретился с Березовским и Патаркацишвили в отеле Cap d’Antibes во Франции и передал им новое предложение Путина. Оно сводилось к следующему: цена снижена до $175 млн, сделка должна быть совершена «незамедлительно», иначе акции будут «конфискованы». В случае продажи акций предпринимателям было обещано, что российские власти освободят из-под ареста друга и делового партнера Березовского – заместителя гендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова.

Как дорожает. $18,5 млрд

оценка в 2005 г. «Сибнефти» при продаже Абрамовичем 70% «Газпрому». Сейчас капитализация «Газпром нефти» (бывшей «Сибнефти») – $26,08 млрд

$45–50 млрд

оценка UC Rusal для сделки с Михаилом Прохоровым в 2007 г.; доля заводов «Русала» – не менее половины. В 2003 г. для первой сделки с Абрамовичем «Русал» оценен в $6 млрд

Этот документ имеется в распоряжении «Ведомостей».

В нем описаны обстоятельства продажи принадлежавших Березовскому и его партнеру Бадри Патаркацишвили пакетов акций ОРТ, «Сибнефти» и «Русала». Большинство упомянутых в иске фигурантов этих событий комментировать иск не стали.

Эпизод I. ОРТ

По версии Березовского, его злоключения начались вскоре после прихода к власти Владимира Путина. Первым активом, с которым пришлось расстаться бизнесмену, стал телеканал ОРТ. Вместе с Патаркацишвили Березовский владел 49% акций ОРТ, а Патаркацишвили управлял им.

В августе 2000 г. затонула подводная лодка «Курск», и ОРТ сделало несколько критических репортажей о действиях властей в этой ситуации.

В конце августа Березовский встретился в Москве с Александром Волошиным, возглавлявшим администрацию президента, сказано в иске. На этой встрече Волошин якобы озвучил пожелание Путина «передать» долю в ОРТ государству, иначе ему была обещана судьба Владимира Гусинского. Владелец «Медиа-моста» был арестован, провел несколько дней в сизо, продал компанию «Газпрому» (сейчас телеканал НТВ и др. входят в «Газпром-медиа») и покинул Россию.

Березовский потребовал аудиенции Путина, которая состоялась на следующий день в кабинете Волошина, сказано в документе. Путин якобы повторил свое требование. После этого Патаркацишвили встретился с Михаилом Лесиным (тогда – министр печати), который назвал цену пакета – $300 млн, говорится в иске.

Березовский и Патаркацишвили вынуждены были согласиться, резюмируется в иске.

Лесин заявил «Ведомостям», что переговоров с Патаркацишвили о продаже акций ОРТ он не вел: «Это вранье».

Представитель администрации президента отказался комментировать содержание иска. Запрос в приемную Волошина остался без ответа.

Эпизод II. «Сибнефть»

Следующей потерей Березовского стала «Сибнефть». Примерно с августа 2000 г., говорится в иске, Абрамович на нескольких встречах с Патаркацишвили предупреждал его, что «давление Кремля растет» и что доли Березовского и Патаркацишвили в «Сибнефти» «могут быть экспроприированы».

В иске говорится, что к 1998 г. Абрамович, Березовский и Патаркацишвили контролировали 86% акций «Сибнефти»: 43% было у Абрамовича, по 21,5% – у его партнеров. Но Березовский занялся политикой, а Патаркацишвили – управлением ОРТ и оба отдали свои акции в управление Абрамовичу, сохранив за собой право на дивиденды, рассказывается в иске. В апреле 2001 г. Патаркацишвили был осужден за попытку оказать содействие Глушкову в побеге из-под стражи. Из-за этого, утверждает Березовский, он и Патаркацишвили решили продать акции «Сибнефти».

Переговоры с Абрамовичем якобы состоялись в аэропорту Мюнхена в мае 2001 г. Патаркацишвили попросил за акции $2,5 млрд, но Абрамович предложил $1,3 млрд. «Если бы не угрозы <...> Березовский не продал бы свои акции, по крайней мере по назначенной цене», – говорится в иске. После выкупа доли Березовского и Патаркацишвили «Сибнефть» по итогам 2001 г. выплатила $993 млн дивидендов, говорится в иске.

Связаться с Абрамовичем не удалось. Представитель его компании Millhouse отказался сказать, был ли Березовский партнером Абрамовича в «Сибнефти». Березовский сказал «Ведомостям», что представители Абрамовича уведомили суд, что Березовский не был акционером «Сибнефти».

Эпизод III. «Русал»

По версии Березовского, при создании «Русала» он с Патаркацишвили получили по 12,5% акций, еще 25% было у Абрамовича, 50% – у Олега Дерипаски и его партнеров. Как и в случае с «Сибнефтью», Абрамович управлял акциями Березовского и Патаркацишвили по трастовому договору, говорится

в иске.

В сентябре 2003 г. Абрамович продал свою долю Дерипаске за $1,75 млрд в нарушение соглашения, не поставив об этом в известность Березовского и Патаркацишвили, сказано в иске. Согласно отчетности «Русала» за 2003 г. по US GAAP (есть у «Ведомостей») сумма той сделки составила $1,578 млрд. Принадлежавшие Березовскому и Патаркацишвили 25% акций «значительно потеряли в цене», так как не содержали премии за контроль. В 2004 г. пакет был продан Дерипаске всего за $450 млн, говорится в иске.

«Русал» в отчетности за 2004–2005 гг. не раскрывал сумму этой сделки и продавца. В прошлогоднем интервью «Ведомостям» Дерипаска утверждал, что Березовского в числе акционеров «Русала» не было. «Мы не можем комментировать вопрос о наличии или отсутствии неких договоренностей, которые могли быть у продавцов акций «Русала» с кем-либо. При совершении сделок наши юристы провели стандартную проверку соответствующих документов и получили от продавцов гарантии, что именно они являются конечными владельцами продаваемых акций», – сказал представитель «Базэла». Ранее корреспондент «Ведомостей» видел копии документов по покупке Абрамовичем и Березовским акций Братского и Красноярского алюминиевых заводов, Ачинского глиноземного комбината (вошли в «Русал») у Льва Черного, Дэвида Рубена и их партнеров. Под ними стоят подписи Патаркацишвили. То, что Березовский есть в числе бенефициаров «Русала», в 2004 г. подтверждал источник, близкий к Абрамовичу.

Сколько Березовский рассчитывает отсудить у Абрамовича, в иске не говорится. Сумма его требований пока не подсчитана, говорит Березовский, она составит разницу между ценами сделок и реальной стоимостью «Сибнефти» и «Русала». Как именно будет высчитываться разница, он не пояснил. «Цель подачи иска – доказать, что в России власть, используя бизнес-группы, незаконно отбирает собственность у предпринимателей, – заявил Березовский «Ведомостям». – У меня есть свидетели, которые будут выступать на процессе, а недавняя смерть Бадри Патаркацишвили не повлияет на ход процесса – его показания по этому иску зафиксированы адвокатами».

Оценить перспективы этого иска сложно, считает адвокат компании «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Степанов, в любом случае рассмотрение этого дела займет много времени: сначала Березовскому придется доказать, что он владел этими активами.