Казахстанским планам Chevron мешает Россия
Американская нефтяная компания Chevron планирует вложить $6 млрд в казахстанское Тенгизское месторождение. Ее планам препятствует Россия, которая хочет получать большую долю выручки от деятельности трубопровода, по которому нефть поставляется в Новороссийск.Американская нефтяная компания Chevron планирует вложить $6 млрд в казахстанское Тенгизское месторождение, но ее планам препятствует Россия, которая хочет получать большую долю выручки от деятельности трубопровода, по которому нефть поставляется в Новороссийск.
Chevron и другие члены Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), планируют удвоить его мощность, сейчас составляющую 620 000 баррелей в день, 300 000 баррелей из которых поступают из Тенгиза. Консорциум Tengizchevroil, который возглавляет Chevron, хотел бы довести объем прокачки нефти по трубопроводу до 1,35 млн баррелей в день, что позволило бы увеличить поставки из Тенгиза до планируемых 550 000 баррелей до конца 2008 г. Конфликт, связанный с КТК, продолжается уже несколько лет, но он обострился после того как Chevron стала форсировать планы по увеличению добычи на месторождении.
Это единственный трубопровод, принадлежащий иностранным компаниям, а не крупнейшим российским производителям, связанным с правительством. Западные инвесторы беспокоятся, что Россия может решить получить полный контроль над трубой.
Американцы встретили сопротивление России ("Транснефти" принадлежит 24% КТК). В Chevron надеются, что спор будет разрешен в течение нескольких месяцев. В сентябре инвесторы в КТК уже согласились с требованием России поднять пошлины на прокачку нефти через КТК на 26% до $38 за метрическую тонну и рефинансировать $5 млрд долга.
"Транснефть" ситуацию не комментирует. В сентябре она заявила, что пропускная способность КТК увеличится после строительства трубопровода между Черным и Эгейским морями, работа над которым еще не началась.
Tengizchevroil исследует и обходные пути. Совместно с правительством Казахстана, также являющимся членом КТК, компания вложила более $500 млн в усовершенствование железных дорог, по которым также транспортируется нефть. Но перевозить ее в цистернах гораздо дороже, чем прокачивать по трубопроводу.
Перевел Кирилл Корюкин