Мягкий, нежный уход
Государство отладило эффективный процесс выхода иностранцев из российских активовДраматический уход иностранных компаний из России начался в 2022 г.; в 2023 г. процесс передачи нерезидентами российских активов новым собственникам шел не менее активно, но уже без шумного PR-сопровождения. Теперь процесс более проработан, структурирован и понятен.
Нормативно заданы правила игры, наработан опыт, определены возможные болевые точки. Выход из России продолжится и в наступившем 2024 г., хотя столь интенсивным, как ранее, он не будет. Доходы федерального бюджета по статье «Безвозмездные поступления от негосударственных организаций» (та самая доля государства от ухода иностранцев) в 2023 г. оставили, оценочно, до 114 млрд руб. Прогноз на 2024 г. – 2,1 млрд руб., а в 2025–2026 гг. эти доходы сведутся к нулю.
И внимание государства в большей степени теперь сосредоточено на том, чтобы не просто сохранить бизнесы в стране, но и сделать их более эффективными. Так что роль новых собственников станет весомее, а контроль в сделках усилится.
Изначальную базу для сделок с иностранцами составили нормативные правовые акты 2022 г., прежде всего – президентские указы № 79 и 81. Принятые в экстренном режиме – 28 февраля и 1 марта 2022 г. – первые контрсанкционные документы регламентировали ограничения по валютным операциям, кредитам и займам, предоставляемым иностранцам, а также вводили особый порядок для сделок с ценными бумагами и недвижимостью. Тогда же был расширен перечень недружественных государств и территорий. Эти указы составили основу регулирования сделок с иностранцами, которое развивалось и дополнялось в течение следующих двух лет.
6 марта 2022 г. в Минфине была образована подкомиссия правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В компетенцию этого органа вошло регулирование определенных сделок и операций с нерезидентами в новых геополитических условиях и в рамках российских контрсанкций. Позже появились президентские указы № 520, 618 и 737, регламентирующие вопросы осуществления отдельных видов сделок и операций. В конце 2022 г. подкомиссия выработала первые официальные критерии, рекомендуемые для одобрения сделок с иностранцами. Появились финансовые условия, своеобразный exit tax – фиксированная доля от рыночной стоимости продаваемых активов, уплачиваемая в федеральный бюджет.
В течение 2023 г. подкомиссия уточняла и видоизменяла правила одобрения. Например, «налог на выход» последовательно увеличивался. Первоначально он зависел от дисконта на цену продажи и составлял минимум 5% от рыночной стоимости активов, указанной в отчете оценщика. В настоящий момент действует правило о не менее чем 15% от полной оценочной стоимости передаваемых активов. На деле же взнос может быть и выше – например, 20% для специфических сделок по решению регулятора. Стоит учитывать, что те же американские компании должны получать разрешение OFAC на уплату такого взноса, что занимает значительный объем времени и ресурсов. На практике, по решению регулятора взнос в бюджет возможен не только от продавца, но и от покупателя или приобретаемого общества, хотя последнее становится сложнее в связи с пристальным вниманием регулятора к покупателю и его платежеспособности.
Актуальные критерии подкомиссии предусматривают наличие независимой оценки рыночной стоимости актива, проведенной компанией из перечня, определяемого подкомиссией. Оценка должна быть проведена по состоянию на дату не более чем на 6 месяцев предшествующей дате направления заявления. Кроме того, обязателен дисконт на продаваемый актив в размере не менее 50% от оценочной стоимости. Необходим также список установленных для нового собственника KPI по инвестициям и дальнейшему развитию бизнеса. Работают ограничения по условиям обратного выкупа акций: разрешение для него действует в течение двух лет, а сама сделка должна быть экономически выгодной для российского покупателя. Установлены также правила проведения расчетов: либо перечислением на заблокированный счет типа «С» (в валюте), либо в рублях в периметре российской банковской системы. При выводе средств за рубеж обязательна рассрочка платежа. В некоторых сделках необходимы также разрешения других российских регуляторов, например, ФАС.
По словам Минфина, в первые 1,5 года своей работы (к сентябрю 2023 г.) подкомиссия выдала свыше 1500 разрешений нерезидентам. Сложилось так, что процесс одобрения сделок стал проходить в два этапа. На первом из них необходимо получить поддержку от профильного ведомства – отраслевого органа исполнительной власти, ФОИВа. И только когда ФОИВ одобрил поданное заявление, к рассмотрению документов приступает регулятор – Минфин. Почти двухлетняя практика показала, что предварительная фаза одобрения сделки – до подачи документов в подкомиссию – не менее важна и требует хорошей подготовки, понимания специфики ФОИВа, с которым предстоит иметь дело.
Подходы различных ведомств отличаются друг от друга. Для них и для регулятора важно понимание того, как выглядит будущее компании с новыми собственниками. Судя по практике, сейчас возросла роль KPI и бизнес-планов потенциальных акционеров. Получая актив, будущий владелец должен объяснить, как он будет в него инвестировать, доказать, что имеет на это средства и возможности, знания, хорошую кредитную историю. Сложность состоит в том, что правила взаимодействия с ФОИВами не существуют в виде документа на бумаге. Иногда приходится пройти через отказ, чтобы понять, что не устроило отраслевое ведомство в изначальном пакете документов – и учитывать эти требования уже при вторичной подаче документов.
На наш взгляд, в 2024 г. останутся актуальными согласования внутригрупповых реструктуризаций. Кроме того, продолжатся одобрения сделок компаний с российскими бенефициарами, не соответствующими критериям президентских указов (это касается акционеров с российским гражданством, которые не являются налоговыми резидентами России, и чьи компании не признаны контролируемыми иностранными компаниями, КИК). При этом, согласно последней информации в СМИ, идет процесс по подготовке правок в указ № 520, который требует специального разрешения президента РФ на сделки с акциями или долями компаний из определенных секторов и категорий, в случае если продавцом выступает «недружественное лицо». Предполагается, что из-под таких ограничений будут выведены сделки, осуществляемые с КИК и сделки, в которых приобретателем выступает стратегическое предприятие или АО.
Также по-прежнему в разрешительном порядке будут проходить сделки в отношении структур, по сути являющихся российскими бизнесами (ведущих основную деятельность в России), но которыми владеют иностранцы.
Из новых трендов – мониторинг исполнения KPI для новых собственников со стороны регулятора. Теперь KPI формализованы (т. е. попадают в протоколы согласования сделок), требования к их содержанию ужесточаются, горизонт их установления увеличивается и распространяется на несколько лет деятельности компании. Запросы о надлежащем исполнении установленных KPI уже начинают поступать в адрес новоиспеченных российских акционеров от отраслевых ФОИВов. При этом недавно регулятор ввел послабления для внутригрупповых сделок, исключив требования по установлению KPI и предоставлению независимой оценки актива. Ранее такие исключения часто применялись регулятором на практике, теперь же они закреплены официально.
Усилится роль бизнес-планов, которые предоставляют кандидаты на покупку в рамках получения разрешений от подкомиссии. Также будет контролироваться уплата взносов в федеральный бюджет, сохранится актуальность контроля расчетов в валюте, так как задача государства по поддержанию курса рубля влияет на условия их осуществления. Интересно, что на сегодняшний день есть совсем немного судебных решений, которые оспаривают сделки, совершенные с нарушением контрсанкционных указов президента, т. е. сделки, совершенные без получения соответствующих разрешений. Их может быть больше в ближайшее время – с учетом того, что за два года контрсанкционного регулирования определенная правоприменительная практика сформировалась.