Выход в город: опыт
Яндекс Музею 5 лет. Сегодня он представляет собой полноценное городское пространство для умного досуга, где каждый найдет себе что-то по душе. Родители – поностальгируют с ретро-компьютерами и приставками, дети поучаствуют в мастер-классах, туристы заглянут на лекторий, попьют чай в кафе и купят что-то в магазине. Но всего этого могло бы не быть, так как возник музей спонтанно.
«Его история началась с сообщения в корпоративном интранете, – уточняет Наталия Новикова, директор Яндекс Музея. – Однажды на одном из внутренних порталов Яндекса сотрудник написал, что ищет детали от старых раритетных компьютеров. Оказалось, что у него есть небольшая коллекция исторической техники. Он быстро нашел единомышленника: Павел Анохин (один из сооснователей музея) с детства увлекался этой темой и коллекционировал старые компьютеры. Завязалось обсуждение, переписку ребят увидел технический директор Яндекса. Ему эта тема тоже была очень близка. Во время дискуссии «на троих» возникла мысль – почему бы не организовать выставку из собственных коллекций? Из этой идеи сразу родилась другая: выставка должна быть постоянной, в формате небольшого корпоративного музея для сотрудников.
Сам музей открылся в сентябре 2017 года, прямо к 20-летию Яндекса. Экспонатов тогда было немного: всего 6-7 штук. Все они – из коллекции Павла Анохина, кроме первого сервера Яндекса, который нашли специально «под открытие». Мы сразу решили, что просто так выставлять компьютеры бессмысленно. Они интересны, только когда работают. Соответственно, некоторые экспонаты нужно было «оживить». Павлу удалось в сжатые сроки привести свои старые компьютеры в рабочее состояние.
Во время подготовки выставки мы определились и с основной концепцией музея. Он не должен был стать исключительно корпоративным пространством. Сейчас цифровые технологии воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Но в них есть большой пласт истории, множество человеческих достижений, личных побед. Это значительная часть современной культуры и вообще жизни любого из нас. Об этом мы хотели рассказывать людям за пределами Яндекса.
На старте мы не до конца понимали, кто эти люди, которым будет интересно слушать про нашу экспозицию? Сначала считали, что это такие же компьютерные гики, как мы сами. Но со временем поняли: музей интересен всем. Для каждого человека цифровой мир – значительная часть жизни, а он про его историю ничего не знает.
Мы решили собрать «якорные» экспонаты, которые наиболее ярко иллюстрируют этапы развития цифрового мира и технологий. Это непростая задача: большинство таких экземпляров либо недоступны, либо уже не существуют. Наиболее ранние компьютеры выпускались в очень небольшом количестве (иногда всего лишь несколько десятков штук), теперь их купить практически нереально.
Экспонаты искали на барахолках или все также получали от коллег. Коллекция сначала пополнялась медленно: средства на проект были очень ограничены, а занимался им в основном Павел, по мере своих сил и возможностей.
Бывало, раритетную технику нам дарили и другие коллеги-энтузиасты. Например, у одного из сотрудников был компьютер Apple 2. Фактически это первая серийная машина Apple. Сотрудник компании ее купил, восстановил, а потом решил принести в музей. Так поступали многие.
Иногда экспонаты отдают и обычные посетители, которые заходят к нам в музей просто посмотреть выставку. Когда мы только открылись для широкой общественности, нам подарили Apple Newton середины 90-х. Это довольно редкая вещь: один из первых наладонных носимых компьютеров, из которых выросли современные смартфоны. Посетитель пришел, посмотрел нашу экспозицию, прослушал экскурсию, вдохновился и говорит: «У меня есть Newton – хотите, я вам его подарю?»
В мае 2018 года музей переехал в более просторное помещение и открылся для широкой публики. Так у нас появилось первое общедоступное пространство в Москве. Здесь же мы открыли магазин мерча – люди на мероприятиях всегда спрашивали, где его можно купить. У нас получился магазин-музей, а Яндекс впервые начал продавать что-то в офлайне.
Той техники, которую мы выставляли в маленьком уголке для сотрудников, оказалось недостаточно для новой локации. Своих ресурсов на быстрое расширение экспозиции не хватало, поэтому мы решили обратиться к крупным коллекционерам. Предполагали, что некоторые из них захотят выставить свои сокровища на всеобщее обозрение и рассказать о них людям. В какой-то степени это сработало.
Однако со временем поняли, что нельзя зависеть только от частных коллекций – нужно развиваться самим. Мы постепенно нарастили собственные мощности, наняли сотрудников в штат. Каждый день они ищут в интернете компьютеры и запчасти, ремонтируют купленное, занимаются экспозицией и работой с фондами. И это гораздо сложнее, чем просто смахнуть с экспоната пыль тряпочкой: у нас вся техника должна работать.
При этом мы продолжаем сотрудничать с коллекционерами. Например, последние две выставки музея – компьютерных мышек и советских калькуляторов, – полностью собраны из экспонатов частных собраний. Мы не ограничиваемся только компьютерами – нам интересно все, что связано с историей электронных технологий.
Спустя пару лет мы накопили достаточно собственных экспонатов для масштабирования. В 2020 году открыли музей на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, рассчитанный на городскую публику. В первый год после его открытия во всех наших музеях были одинаковые стандартные экскурсии. Потом мы начали адаптировать их под разную аудиторию, менять стиль и подачу информации в зависимости от посетителей. Так музей на Невском стал более ориентированным на туристов.
В 2022 году Яндекс Музей вышел на новую ступень развития. Изначально нас воспринимали как место, где показывают ретро-технику и продают брендированную одежду. Но мир меняется, и людям требуются новые, другие смыслы – более понятные и общечеловеческие. Раньше мы звали к себе людей «посмотреть на старые компы и купить мерч». В 2022 году такой посыл стал неактуальным. За последние годы в городской жизни многое изменилось – в том числе отношение к общественным пространствам. Они стали местами силы и притяжения для людей. Мы тоже хотели прикоснуться к этой культуре, но для этого нужно меняться.
Если мы хотим быть центром притяжения публики, музей должен превратиться во что-то более масштабное. Необходимы мероприятия, мастер-классы, лекции и выступления интересных экспертов. Год назад мы трансформировались в городское пространство «для умного досуга». Приглашаем самых разных лекторов, в том числе блогеров. То, что мы делаем, интересно не только условным гикам и айтишникам. К примеру, сейчас мы исследуем тему Art&Science: рассказываем о науке через искусство. Так можно достучаться до людей, которые воспринимают науку через чувственные материи.
Мы часто проводим совместные мероприятия с другими музеями. Среди таких партнеров не только музеи ретро-техники. Например, сотрудничаем с Музеем криптографии. Это вроде совсем про другое, но без криптографии цифровой мир не работает.
Продажа мерча – один из способов заинтересовать людей. Здесь мы тоже работаем для горожан. Мы поняли, что людям нужны повседневные удобные вещи. Убрали броский логотип, ушли от надписей во всю грудь, изменили дизайн, добавили мягкость и комфорт. Теперь наши покупатели – обычные люди: любители актуальных, удобных и необычных вещей.
Сейчас мы видим наш музей полем для творчества в области технологий. Мы хотим стать местом для интересных коллабораций в самых разных сферах, связанных с технологиями – от музыки до одежды. Стараемся привлекать умных интересных людей, чтобы они создавали на нашей территории актуальные, крутые, технологичные проекты.
О технологиях можно рассказывать многими способами, чтобы «раскрыть» их с разных сторон. И формат лекций подходит для этого далеко не всегда. Нужны выставки художников, мастер-классы для детей, концерты, показы «умной» одежды и многое другое. Так музей становится более актуальным и «человечным». При этом мы знаем, что у общества точно есть запрос на такие выставочные проекты.
У нас есть планы по дальнейшему расширению музея. Еще один зал появится в новом офисе Яндекса в Москве, который сейчас строится. Хороший музей проникает в городскую жизнь, участвует в ней. И мы стремимся к тому, чтобы органично вписаться в структуру города».