Культурный туризм в России: мнение
2020 год вынудил россиян заново открыть для себя внутренний туризм, и в итоге Россия вошла в тройку лидеров среди стран G20 по темпам восстановления оборота внутреннего туризма. Из-за пандемии и закрытых границ российские путешественники стали интересоваться новыми для себя направлениями. Локальный культурный туризм получил мощный импульс, который музеи и выставочные проекты могут использовать, чтобы остаться центрами притяжения и после того, как эпидемия сойдет на нет. Как же удержать внимание и число посетителей?
1. Гиперлокальность
Самоидентификация себя через принадлежность к локальной культуре – мощный мировой тренд. Скажем, жители британского полуострова называют себя «корнуольцы», а говоря «столица», подразумевают Труро, а не Лондон. В России этот тренд практически не проявляется из-за явной центричности государственного устройства. Многие традиции и этнические особенности населяющих нашу страну народов долгое время существовали в тени магистральной советской культуры или вовсе были репрессированы вместе с их носителями.
Сегодня эти забытые культуры постепенно возвращают себе право голоса через различные проекты. Например, фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер фест» объединяет волонтеров со всей России и почти партизанскими методами реставрирует дома и детские площадки в малых городах.
Ролики Юрия Дудя, посвященные регионам, собирают многомиллионные просмотры, и этот интерес красноречиво свидетельствует от том, что жители России хотят больше знать о своей стране и одновременно нуждаются в том, чтобы эту страну им показали. Пандемия стала фактором, который позволил соотечественникам открыть для себя культуру регионов.
2. Децентрализация
Основными локациями для «культурного паломничества» всегда были Москва и Санкт-Петербург. В прошлом году они просели по турпотоку примерно в два раза больше, чем другие популярные регионы: Калининград, Карелия и Татарстан.
Вот как выглядела динамика турпотока на внутренних маршрутах в 2020 году (данные АТОР)
· Санкт-Петербург -80%
· Москва -72%
· Московская область -50%
· Бурятия -49%
· Татарстан -44%
· Карелия -40%
· Краснодарский край -33%
· Калининградская область -30%
· Крым -18%
· Республика Алтай +0,4%.
Многие российские регионы с их богатой многовековой историей готовы предложить искушенным путешественникам гораздо больше, чем спортивно-оздоровительный отдых. И речь идет не только о городах Золотого кольца России и областях Центрального округа. До сих пор не реализован туристический потенциал Сибири и северных регионов, но и там в прошлом году появился целый ряд культурно-исторических проектов. Например, в Тюмени и Тобольске создано несколько необычных маршрутов: «Романовы в Сибири», «В Сибирь по своей воле».
А в главном музее Ямала открылась юбилейная экспозиция «Ямал. Тепло Арктики». Главный стоп-фактор для развития туризма в отдаленных регионах – это отсутствие инфраструктуры. Для жителей некоторых регионов, например Чукотки или части областей Центральной России, иногда проблематично просто добраться до регионального центра, не говоря о полноценном путешествии.
С такими же проблемами сталкиваются и въезжающие туристы, даже самые мотивированные. Поэтому часто поездки по России выбирают любители экстремального отдыха. Но, несмотря на объективные преграды, децентрализация туризма – это явная долгосрочная тенденция, которая будет набирать обороты в ближайшие несколько лет.
3. Цифровизация
В прошлом году онлайн-аудитория музеев в РФ в три-четыре раза превысила реальную посещаемость. Цифровизация может стать проводником в мир культуры регионов – так пользователи могут узнавать больше о своей стране, знакомиться с ее наследием сначала в удаленном формате, а потом и принимать решение о реальных поездках.
Первые шаги сделаны: Тульский музей оружия запустил приложение, которое скачали 2 млн пользователей, а видеоэкскурсии музея-заповедника «Ростовский Кремль» собрали зрителей из 18 стран. В Липецкой области появилась азбука, где каждая буква отсылает к какому-либо местному историческому объекту. Проект планируется масштабировать для каждого региона, а к 1 сентября должна появиться версия в виде мобильного AR-приложения.
Цифровые тренды диктуют необходимость внедрения персонализации в туристический сервис. К RussPass – сервису одного окна, который формирует туристические маршруты на основе предпочтений пользователя, – уже подключились 80 регионов.
При этом важно понять, что технологии не способны подменить собой содержание и обеспечить необычный, погружающий опыт. В регионах России уже появилось несколько современных музеев и выставок нового типа, где технологии используются точечно, как способ реализации творческого приема. Например, в недавно созданном тульском Музее станка недостаток экспонатов дополнили видео мэппингом. А в одном из проектов нашей студии – «Ямал. Тепло Арктики» – были использованы сразу несколько творческих приемов. Посетители наблюдали экспонаты, помещенные в огромные шары со снегом – аллюзия на елочные игрушки или популярный вид сувенира. Для создания ярких образов Ямала в 3D-анимации использовались лазерные 4К-проекторы, а специальное оптоволокно имитировало ночное звездное небо.
Таким образом, внутренний туризм может стать не только способом выживания для туротрасли, но и настоящим драйвером развития экономики регионов. И участникам индустрии, и региональным органам власти стоит использовать сложившиеся обстоятельства, чтобы запускать и развивать новые программы, делая ставку не только на пляжный и горнолыжный виды отдыха, но и на культурный туризм, выставочную и музейную деятельность.
При этом важно стремиться к адаптации новых концепций. Нет смысла рассказывать посетителям то, что они легко могут «нагуглить» в сети. Настало время экспериментов с пространством, содержанием и форматами посещения: все мы помним, какую революцию в свое время совершил проект «Ночь в музее». При творческом подходе объекты культуры нередко становятся модными локациями и центрами притяжения и способны поднять туристический потенциал города и региона на новый уровень.