Елочка, живи

Тренд на живые хвойники под Новый год набирает обороты

Год от года экологические проекты и питомники получают все больше заказов на высадку елей и прочих деревьев хвойных пород. Одни заказчики хотят наряжать личное рождественское дерево на своем участке, другие считают траты на саженцы своим вкладом в сохранение природы.

Правда, отметить Новый год и Рождество в этом году, уже по традиции, обойдется дороже, чем в прош­лом: сезон покупок только начался, но главные атрибуты праздника уже подорожали. Например, средняя стоимость искусственной ели в Москве подобралась к 5000 рублям, что на 20% больше, чем год назад.

Но спрос при этом растет: уже продано на треть больше изделий, подсчитали эксперты центра «Чек Индекс», анализирующие данные чеков, выпущенных по всей стране и поступивших оператору фискальных данных «Платформа ОФД». Более чем на 20% подорожали и елочные украшения – хотя их пока купили на 6% меньше, чем в прошлом году.

Продавцы живых елей рассказывают, что будут продавать ели и сосны в среднем по 1200–1500 рублей за метр, на 10–20% дороже, чем в прош­лом году. И если российские деревья дорожают из-за роста сопутствующих трат – от удобрений до стоимости разрешений на елочные базары, то иностранные датские пихты – из-за затрат на логистику. Они попали под санкции и доставляются в Россию из Европы параллельным импортом, через Казахстан, и цены на них повышаются соответственно усложнению пути. Да и в самой Европе ели подорожали на 5% из-за инфляции.

Самый дешевый способ обзавестись новогодней елью – заключить с властями региона договор на вырубку в личных целях и самолично сходить за ней в лес, в разрешенные районы. В Псковской области, например, добытая своими руками метровая елочка обойдется в 50 рублей, а ель выше 4,1 м – всего в 670 рублей.

В Московской области самостоятельно рубить ели можно только в специальных лесных питомниках – в прош­лом году порубочный талон действовал с 17 декабря. Топор выдают на месте.

Запросов уже очень много, хотя цены даже еще неизвестны, рассказал сотрудник подмосковного лесного питомника. В прошлом году метровая елочка стоила 400 рублей. «Многие хотят срубить ель лично и знать, что она свежая, а не лежала месяц на рынке», – объясняет специалист.

Все больше россиян и отечественных компаний делают заказы на высадку елей или даже хвойного леса

Сэкономить вряд ли получится, учитывая, что лесные питомники расположены далеко от Москвы. Поэтому обычно за елями туда приезжают энтузиасты, например папы с детьми, которые хотят срубить ель вместе. «Так что это для нас проект некоммерческий, а скорее социальный, оптовикам мы сразу отказываем», – говорит сотрудник питомника. Спрашивают ели и на пересадку – начиная с августа и вплоть до замерзания земли, и опять же, чаще всего родители маленьких детей, добавляет он.

В компании Tiss Garden в декабре только и делают, что высаживают взрослые ели на участках тех, кто внезапно решил обзавестись личным постоянным рождественским деревом (крупномеры можно пересаживать с замершим земляным комом). Но предостерегают: такое решение лучше принимать не спонтанно, а обдуманно, иначе может оказаться, что дерево не пропускает солнечный свет туда, где он нужен, или возникнут другие проблемы.

«В этом году у нас спрос на ели выше предыдущего года, – рассказывает главный агроном компании Tiss Garden Елена Бунина. – В целом сейчас спрос на декоративное озеленение очень вырос, большинство отказывается от плодово-овощных посадок в пользу красоты – и предпочтение отдается вечнозеленым, а лиственным экземплярам отводится роль оттенять эту зеленую массу, играя цветовыми палитрами, в зависимости от сезона».

Тренд высаживать и украшать живые ели на Новый год вызван общей обеспокоенностью людей сохранением природы и желанием либо предотвратить, либо компенсировать нанесенный ей вред, в том числе от предновогодней вырубки хвойных деревьев и производства искусственных елок, говорит директор экологического движения ЭКА Елена Горохова.

«Этот тренд пока не массовый, буквально проценты от общего населения, но с каждым годом желающих становится все больше, в том числе благодаря просветительской работе экологических организаций», – отмечает она.

Ели можно высаживать только на личных участках с назначением ИЖС и нельзя – на землях сельхозназначения, в том числе в садовых товариществах. Также запрещено их сажать без разрешения и в городе, но, если подходящего места нет, вырастить дерево можно с помощью экологических сервисов, напоминает Горохова. Например, у краудфандингового проекта ЭКА PosadiLes любой желающий может за 180 рублей заказать высадку дерева и еще за столько же – уход за саженцем в течение года, а также получить сертификат в виде новогодней открытки.

Правда, сейчас именно елочка не гарантирована: деревья высаживают по указаниям лесничих, и, например, в Подмосковье это чаще всего оказываются сосны – тоже вполне новогодние. На сертификате указаны координаты восстановленного участка – при желании можно навестить свое дерево.

Каждый год удается высадить примерно на 20% деревьев больше, чем в предыдущем, в этом году оплачена высадка более 1000 елей, а всего с создания в 2015 году проект поддержали более 15 000 человек, что позволило вырастить 4 млн деревьев, восстановив более чем 1100 га леса, рассказывает Елена Горохова.

Кстати, к проектам подключается все больше компаний, готовых оплатить высадку целого леса. Например, в октябре при поддержке производителя зубной пасты Splat появилось 12 000 сосен в Брянской области, а в Москве – 4000 сосен при поддержке «Технополиса Москва». А бренд одежды Kanzler высадил сосновую рощу в Мещерском нацпарке в Рязанской области вместе с еще одним краудфандинговым проектом – «Сохрани лес». На это пошли средства от продажи коллекции одежды, где от каждого изделия отчислялись деньги на посадку одного дерева.

Читайте также