Елочка, живи
Год от года экологические проекты и питомники получают все больше заказов на высадку елей и прочих деревьев хвойных пород. Одни заказчики хотят наряжать личное рождественское дерево на своем участке, другие считают траты на саженцы своим вкладом в сохранение природы.
Правда, отметить Новый год и Рождество в этом году, уже по традиции, обойдется дороже, чем в прошлом: сезон покупок только начался, но главные атрибуты праздника уже подорожали. Например, средняя стоимость искусственной ели в Москве подобралась к 5000 рублям, что на 20% больше, чем год назад.
Но спрос при этом растет: уже продано на треть больше изделий, подсчитали эксперты центра «Чек Индекс», анализирующие данные чеков, выпущенных по всей стране и поступивших оператору фискальных данных «Платформа ОФД». Более чем на 20% подорожали и елочные украшения – хотя их пока купили на 6% меньше, чем в прошлом году.
Продавцы живых елей рассказывают, что будут продавать ели и сосны в среднем по 1200–1500 рублей за метр, на 10–20% дороже, чем в прошлом году. И если российские деревья дорожают из-за роста сопутствующих трат – от удобрений до стоимости разрешений на елочные базары, то иностранные датские пихты – из-за затрат на логистику. Они попали под санкции и доставляются в Россию из Европы параллельным импортом, через Казахстан, и цены на них повышаются соответственно усложнению пути. Да и в самой Европе ели подорожали на 5% из-за инфляции.
Самый дешевый способ обзавестись новогодней елью – заключить с властями региона договор на вырубку в личных целях и самолично сходить за ней в лес, в разрешенные районы. В Псковской области, например, добытая своими руками метровая елочка обойдется в 50 рублей, а ель выше 4,1 м – всего в 670 рублей.
В Московской области самостоятельно рубить ели можно только в специальных лесных питомниках – в прошлом году порубочный талон действовал с 17 декабря. Топор выдают на месте.
Запросов уже очень много, хотя цены даже еще неизвестны, рассказал сотрудник подмосковного лесного питомника. В прошлом году метровая елочка стоила 400 рублей. «Многие хотят срубить ель лично и знать, что она свежая, а не лежала месяц на рынке», – объясняет специалист.
Сэкономить вряд ли получится, учитывая, что лесные питомники расположены далеко от Москвы. Поэтому обычно за елями туда приезжают энтузиасты, например папы с детьми, которые хотят срубить ель вместе. «Так что это для нас проект некоммерческий, а скорее социальный, оптовикам мы сразу отказываем», – говорит сотрудник питомника. Спрашивают ели и на пересадку – начиная с августа и вплоть до замерзания земли, и опять же, чаще всего родители маленьких детей, добавляет он.
В компании Tiss Garden в декабре только и делают, что высаживают взрослые ели на участках тех, кто внезапно решил обзавестись личным постоянным рождественским деревом (крупномеры можно пересаживать с замершим земляным комом). Но предостерегают: такое решение лучше принимать не спонтанно, а обдуманно, иначе может оказаться, что дерево не пропускает солнечный свет туда, где он нужен, или возникнут другие проблемы.
«В этом году у нас спрос на ели выше предыдущего года, – рассказывает главный агроном компании Tiss Garden Елена Бунина. – В целом сейчас спрос на декоративное озеленение очень вырос, большинство отказывается от плодово-овощных посадок в пользу красоты – и предпочтение отдается вечнозеленым, а лиственным экземплярам отводится роль оттенять эту зеленую массу, играя цветовыми палитрами, в зависимости от сезона».
Тренд высаживать и украшать живые ели на Новый год вызван общей обеспокоенностью людей сохранением природы и желанием либо предотвратить, либо компенсировать нанесенный ей вред, в том числе от предновогодней вырубки хвойных деревьев и производства искусственных елок, говорит директор экологического движения ЭКА Елена Горохова.
«Этот тренд пока не массовый, буквально проценты от общего населения, но с каждым годом желающих становится все больше, в том числе благодаря просветительской работе экологических организаций», – отмечает она.
Ели можно высаживать только на личных участках с назначением ИЖС и нельзя – на землях сельхозназначения, в том числе в садовых товариществах. Также запрещено их сажать без разрешения и в городе, но, если подходящего места нет, вырастить дерево можно с помощью экологических сервисов, напоминает Горохова. Например, у краудфандингового проекта ЭКА PosadiLes любой желающий может за 180 рублей заказать высадку дерева и еще за столько же – уход за саженцем в течение года, а также получить сертификат в виде новогодней открытки.
Правда, сейчас именно елочка не гарантирована: деревья высаживают по указаниям лесничих, и, например, в Подмосковье это чаще всего оказываются сосны – тоже вполне новогодние. На сертификате указаны координаты восстановленного участка – при желании можно навестить свое дерево.
Каждый год удается высадить примерно на 20% деревьев больше, чем в предыдущем, в этом году оплачена высадка более 1000 елей, а всего с создания в 2015 году проект поддержали более 15 000 человек, что позволило вырастить 4 млн деревьев, восстановив более чем 1100 га леса, рассказывает Елена Горохова.
Кстати, к проектам подключается все больше компаний, готовых оплатить высадку целого леса. Например, в октябре при поддержке производителя зубной пасты Splat появилось 12 000 сосен в Брянской области, а в Москве – 4000 сосен при поддержке «Технополиса Москва». А бренд одежды Kanzler высадил сосновую рощу в Мещерском нацпарке в Рязанской области вместе с еще одним краудфандинговым проектом – «Сохрани лес». На это пошли средства от продажи коллекции одежды, где от каждого изделия отчислялись деньги на посадку одного дерева.