Гони в ГОН!
История первых лиц государств неразрывно связана с историей их транспортного обеспечения. В России этим заведует специальное подразделение ФСО – Гараж особого назначения (ГОН).
Сегодня мы расскажем про Музей ГОНа и его уникальные экспонаты – автомобили представительского класса, мотоциклы почетного эскорта и даже бронированные лимузины.
Музей Гаража особого назначения открылся на ВДНХ в 2021 году, однако история его коллекции началась значительно раньше, в 1977 году. Тогда группа единомышленников создала «Комнату истории ГОНа», небольшую экспозицию из фотографий и личных вещей ветеранов службы ФСО. Как и следовало ожидать, у широкой публики не было возможности ознакомиться с собранными редкостями.
Сегодня, почти полвека спустя, посетить Музей ГОНа может любой желающий, а основу постоянной экспозиции составляют более 50 уникальных автомобилей и мотоциклов почетного эскорта.
«Экспозиция рассказывает об истории органов государственной охраны, отечественного автопрома и представляет уникальные автомобили, использовавшиеся для транспортного обслуживания руководителей нашего государства», – рассказывает гендиректор Музея Гаража особого назначения ФСО России Беликов Алексей.
Экспонаты музея – настоящие артефакты, воплощающие передовые технические достижения и язык дизайна своей эпохи. Однако за этими «внешними» изгибами металла, пластика и стекла, скрывается еще один слой – уникальная история каждой отдельной машины. В ГОНе нет безликих серийных автомобилей, каждая машина изготовлена на заказ с соблюдением индивидуальных запросов и стандартов качества.
Надежная замена царской карете
Пожалуй, одним из самых старых и редких экспонатов коллекции является французский автомобиль Delaunay-Belleville («Делоне-Бельвиль») 1912 года выпуска. Эта машина оснащалась мощным шестицилиндровым двигателем и занимала ведущее место в гараже императора Николая II.
Delaunay-Belleville были одними из самых продвинутых машин своего времени, на заре эпохи автомобилестроения предлагая покупателям надежную конструкцию и современное техническое оснащение: жидкостное охлаждение тормозов, возможность торможения двигателем и даже систему запуска мотора без ручки кривого стартера. Разгонялся автомобиль до внушительных для того времени 120 км/ч.
Примечательно, что некоторые автомобили того времени (вроде присутствующего в экспозиции Rolls-Royce 40-50HP) оснащались гусеницами для повышенной проходимости по бездорожью, что придавало им особенно внушительный вид.
Первые броневики Советского Союза
Со временем автомобили первых лиц стали оснащаться дополнительный защитой от пуль и осколков, в то время называемой «скрытым бронированием». Первыми подобными автомобилями стали Packard Twelve, в количестве нескольких штук заказанные из США для высшего руководства СССР.
Packard Twelve были оснащены по последнему слову техники и в числе первых в мире получили двигатели V12, что позволяло им разгоняться до 150 км/ч. В то же время, дополнительная защита в виде навесных бронелистов толщиной в несколько миллиметров могла выдержать попадание винтовочной пули, выпущенной со ста метров.
В свое время эта броня сохранила жизнь наркому внешней торговли А.И. Микояну – его Packard Twelve был обстрелян военнослужащим подразделения ПВО Савелием Дмитриевым при попытке покушения на И.В. Сталина.
Импортозамещение на полвека
Уже в 1950-х годах американские Packard начали активно заменяться на советские ЗИС-115 с еще более усиленной защитой и массой порядка четырех тонн. Эти машины стали последними броневиками своей эпохи.
Оттепель принесла моду (пусть и на время) на более легкие машины с открытым верхом – государственные лидеры нередко появлялись на публике на ЗИС-110Б, ЗИЛ-111В и ЗИЛ-111Д, которые оснащались отечественными восьмицилиндровыми двигателями с мощностью до 200 л/с. Вместе с кабриолетами в 50-х появился и Почетный эскорт мотоциклистов, основу которого составляли мотоциклы М-72, а позже – К-750. Все эти машины представлены в экспозиции Музея ГОН.
Однако к 1994 году Гараж особого назначения начал вновь пополняться импортными автомобилями. Первое время правительственные колонны могли состоять как из ЗИЛов, так и из бронированных Mercedes-Benz, тем не менее, последние быстро вытеснили отечественных собратьев.
Двадцать лет основу кортежей составляли бронированные Mercedes-Benz 500 и 600 серий, оснащающиеся мощными двигателями V12 и универсальной противопульной и противовзрывной защитой.
Настоящей жемчужиной коллекции Музея ГОНа стал Aurus Senat Limousine, который с 2018 года является основным служебным автомобилем Президента России, а также премьер-министра.
Лимузин «Аурус Сенат» изначально спроектирован в бронированной версии и оснащен гибридным мотором V8 с дополнительным электродвигателем, системой пожаротушения, защищенным бензобаком и даже аварийным выходом.
От первых представителей «посткаретной» эпохи до элегантных кабриолетов 60-х и строгих лимузинов современности – Музей ГОНа собрал в своих стенах лучшую технику, надежно оберегавшую первых лиц нашей страны. И, пожалуй, эту коллекцию действительно лучше «один раз увидеть».
Музей Гаража особого назначения открыт для посещения в 53 и 54 павильонах ВДНХ со вторника по воскресенье.