В мире мотоциклов: маршрут
За более чем двухсотлетнюю историю мотоциклы прошли сложный эволюционный путь, воплощая в себе самые смелые инженерные и дизайнерские идеи.
Но и сегодня, в эпоху цифровых технологий, этот вид транспорта не перестает приковывать взгляды, ассоциируясь со свободой, скоростью и азартом.
«Мотомир Вячеслава Шеянова» – один из крупнейших частных музеев мототехники в России. На данный момент он уже обладает выдающейся коллекцией из 110 винтажных машин, но, как говорят в музее, это не предел: еще 410 моделей находятся «в поиске», чему помогают партнеры и единомышленники из Германии, Великобритании, Италии и многих других стран.
Экспозиция, на создание которой ушло почти три десятка лет, посвящена золотому веку мототехники – периоду с 1930 по 1945 год. Именно на это время пришлось самое интенсивное развитие мотоциклетной промышленности, появлялись новые материалы и технические решения, а также ставились мировые рекорды скорости.
«К тому времени мотоцикл, во-первых, сформировался как узнаваемая транспортная единица: это был уже и не велосипед с мотором, и не автомобиль, а техника с собственной уникальной конструкцией. Во-вторых, было довольно мало легковых автомобилей, а мотоциклы были довольно дешевым и доступным, пусть и не очень грузоподъемным транспортом. Наконец, появлялось очень много интересных инженерных решений, и каждый изобретатель стремился воплотить их в своих машинах», – рассказывает Сергей Лямин, главный механик музея.
Экспозиция «Мотомира» разделена на пять главных категорий: «Элита гражданского мотостроения», «Четырехцилиндровые модели», «Элита военного мотостроения», «»Старшие» модели золотого века», а также «Русская линия».
Примечательно, что коллекцию в основном составляют модели с двигателями от 600 до 1000 кубов, однако встречаются экземпляры и с гораздо большим рабочим объемом – вплоть до 1500 кубов.
Среди наиболее уникальных и запоминающихся экземпляров коллекции Вячеслава Шеянова числятся такие мотоциклы, как внедорожные BMW R75 и Zundapp KS 750, невероятно длинный Bohmerland 600, способный перевозить четырех человек, а также рекордсмен по скорости конца 1920-х годов – Buсker 1000 (развивающий более 168 км/ч).
Некоторые машины удивляют одним лишь своим внешним видом: от взгляда посетителя едва ли ускользнет «десантный» сверхкомпактный мотоцикл Excelsior Welbike, чем-то напоминающий современные электросамокаты, или ярко-красный пожарный трицикл Kurogane Model 1.
Наконец, экспозиция включает и всемирно известные Harley-Davidson, притом как гражданские, так и военные модификации со внушительными двигателями объемом от 750 до 1300 кубов.
В свою очередь, «Русская линия» мотоциклов в музее представлена одиннадцатью моделями, в числе которых находится гоночный М-75 (ИМЗ) с оппозитным верхнеклапанным (по аналогии с BMW R75) двигателем, первый серийный советский мотоцикл Л-300, а также тяжелый мотоцикл ПМЗ-А-750, в котором советские конструкторы совместили ходовую часть, сделанную по немецкому образцу, с двигателем американского типа.
Практически вся техника здесь поддерживается в ходовом состоянии. При желании посетители музея могут даже самостоятельно прокатиться на одном из экспонатов.
Помимо услуги кратковременного проката ретромотоциклов, «Мотомир» регулярно организует выездные выставки, представляя свою коллекцию в других музеях, торговых центрах, мото- и автосалонах.
Несмотря на то что постоянная экспозиция «Мотомира» находится в Самаре, информация об экспонатах доступна всем желающим на веб-сайте проекта. Более того, команда музея поддерживает работу электронной аудио- и видеотеки, youtube-канала, а также групп в социальных сетях.
Тем не менее в отношении коллекции, собранной самарским предпринимателем Вячеславом Шеяновым, действительно справедливо употребить пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»: полностью восстановленная ретротехника не оставит равнодушными даже далеких от любви к мотоциклам людей.