Могут ли чашки быть вкусными: история одной хрупкой коллекции

Изучаем собрание дореволюционного русского фарфора Галины Курановой

Галина Куранова, экономист и профессиональный аудитор, собирает чайные и кофейные пары, изготовленные в дореволюционной России, уже много лет.

Сначала в жизни Галины появились тарелки с рисунком «фрукты», которые ее будущий муж купил в 1990-х годах в антикварном магазине. С них началась не только семейная коллекция фарфора, но и семейная жизнь.

«Коллекция мужа росла, впоследствии став номинантом Книги рекордов Гиннесса, – рассказывает Галина. – А я потихоньку покупала красивые чашки: мне нравилось пить чай и кофе из этих изящных вещиц. Чаще всего это была Европа: Германия, Англия, Франция. Я делила чашки на «вкусные» и «невкусные».

Со временем чашек накопилось много, а системы в них не было. «Взвесив свои желания, возможности и здравый смысл, я приняла решение собирать только русские чашки», – говорит коллекционер.

Первым предметом коллекции стала детская чашечка по эскизу художницы Елизаветы Бём, подаренная Галине бабушкой. Второй предмет – чашку завода Гарднера – подарил муж. «Украшенная цветочными букетами, тончайшая и легкая, она была очень «вкусной», но без блюдца, – вспоминает Галина. – Блюдце я смогла найти лишь десять лет спустя».

Поначалу главным критерием отбора чашек в коллекцию служило их дореволюционное российское происхождение. Потом коллекция разрослась и была поделена на четыре раздела. В первый, который насчитывает 117 чашек, попали изделия императорских заводов – фарфорового и фаянсового. Изделия Императорского фарфорового завода отличаются высочайшим качеством фарфоровой массы, изысканными формами, разнообразными способами декорирования и прекрасной ручной росписью.

«Не менее интересны очень редко встречающиеся сейчас изделия Киево-Межигорской фаянсовой фабрики, основанной в 1798 году по указу императора Павла I, которая долгое время имела с ИФЗ общую дирекцию, – рассказывает Галина Куранова. – У меня в коллекции четыре чашки этой фабрики из разных сервизов, в частности чайная и кофейная из «Гипюрового сервиза», изготовленного в 1832 году из голубого фаянса с рельефным цветочным орнаментом для Александры Федоровны, супруги императора Николая I».

Во втором разделе представлены 1662 чашки, произведенные на 77 частных заводах России.

В третьем разделе объединены изделия, расписанные в монастырях, живописных и учебных заведениях России или частными художниками. «В дореволюционной России было много надомных художников, которые расписывали белье – чистые изделия, которые можно было приобрести на фабрике», – объясняет Галина. К 78 чашкам этого раздела приложили руки мастера 18 живописных заведений, а также Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге и Миргородской художественно-промышленной школы имени Н. Гоголя. Есть здесь и уникальные вещицы, расписанные художником А.М. Нечаевым из московского творческого объединения «Среда».

Четвертый раздел составляют чашки с клеймом не только производителя, но и торговой фирмы или магазина, которые их продавали. Здесь 131 чашка 53 торговых фирм.

Сейчас коллекция пополняется только теми предметами, которые способны качественно повысить ее уровень, например, изготовленными на заводах или расписанными в художественных мастерских, которые в ней пока не представлены.

Покупки происходят на маркетплейсах и интернет-аукционах. Удачные находки случались в ходе антикварных салонов, до 2019 года проходивших в ЦДХ на Крымском валу. «Никогда не забуду девушку, которая привезла коллекцию на продажу, – вспоминает Куранова. – Там было представлено много редких заводов. Я сидела на корточках и рылась в ящиках, одну за другой вытаскивая грязные редкости, завернутые в истертые газеты, зато мне попались настоящие шедевры!»

Один из самых редких предметов коллекции – чашка завода А.Д. Старцева, единственного на Дальнем Востоке. По стилистике и сюжетам фарфор этого завода отличается от продукции других русских производств: сказалось влияние восточных соседей. Даже в музеях практически нет изделий этого завода, отмечает Галина. Чайная пара торговой фирмы Василия Перлова, владельца известного чайного магазина на Мясницкой улице в Москве, интересна тем, что была изготовлена к открытию магазина в Париже, где Перлов тоже успешно торговал.

«Чайная посуда привлекает меня своей изысканностью, – объясняет Куранова свой интерес к чашкам. – Кроме того, у меня особое отношение к ритуалу чаепития, в котором большую роль играет эстетика посуды. Важная часть ритуала, почти искусство, – подать гостю такую чашку, внешний вид которой созвучен его душевному состоянию. Да и вообще трудно найти предмет посуды, который использовался бы чаще, чем чайная чашка».

Россия стояла у самых истоков европейского фарфорового производства, подчеркивает коллекционер, ведь основанная в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной Невская порцелиновая мануфактура, впоследствии переименованная в Императорский фарфоровый завод, была третьим фарфоровым производством Европы. Русский фарфор делали по уникальной российской технологии, отличной от китайской и немецкой.

«Мир идет по пути упрощения, – сетует Галина. – Зачастую люди, даже состоятельные, не придают значения посуде, из которой едят, и этим изрядно обделяют себя. Ведь самое изысканное блюдо, поданное на пластиковой тарелке, потеряет не только во внешнем виде, но и во вкусе. А обычный салат, который ты съешь за красиво сервированным столом, покажется шедевром высокой кухни. В своем телеграм-канале «Мир русского фарфора» я не только показываю чашки из своей коллекции и рассказываю о них, но и демонстрирую, как можно сервировать стол с использованием антикварного русского фарфора. Это красиво, атмосферно и очень душевно!» – подытоживает коллекционер.

Читайте также