Поленовские корни

К 180-летию живописца и потомка не менее выдающихся россиян

Этот год юбилейный, год 180-летия со дня рождения Василия Дмитриевича Поленова, замечательного художника, педагога, мыслителя, создателя театра и автора полотен «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Евангельского цикла», которое мы отметили 1 июня.

Василий Поленов был потомком такого необычайного количества интересных людей, что мы решили рассказать о его семье поподробнее.

...Излюбленный – летний или зимний, – маршрут для многих Поленово, усадьба с белым домом оригинальной архитектуры на высоком берегу Оки. На фундаменте из тарусского мрамора построил его Василий Дмитриевич Поленов по собственному проекту в 1892 году, для себя и своего многочисленного семейства. «Приезжайте к нам подышать озоном», – зазывал он гостей. А уж те ждать себя не заставляли.

Долгожданным «уголком землицы», луговой, лесной и пахотной, художник смог обзавестись, как только появились средства: император Александр III купил его гигантское полотно «Христос и грешница» для своего музея за 30 тыс. рублей серебром.

А ведь архитектурный свой талант Поленов унаследовал от прадеда, русского палладианца Николая Александровича Львова, выходца из небогатого провинциального дворянства. Автодидакт, он самостоятельно постиг математику, механику, а с ними тонкости архитектуры эпохи Возрождения. Купил в Италии трактат Андреа Палладио 1570 года, перевел его на русский язык, и опубликовал, снабдив собственными рисунками.

Блистательно адаптировав идеи итальянца под климат России, Львов вписывал усадьбы, Введенское в Звенигороде, Никольское-Черенчицы под Торжком, Знаменское-Раек под Тверью и др, в окружающий ландшафт, подражал античным канонам, избегая бесполезного украшательства.

Львов также был изобретателем, разработал метод возведения зданий из обычной земли. С помощью землебита зодчий возвел Гатчинский Приоратский дворец с башенками, окошечками, переходами. Издал труд по отоплению и вентиляции «Русская пиротехника, или употребление испытанных каминов и печей».

Еще Львов был поэтом, проявлял склонность к музыке. И в этом Василий Поленов стал последователем прадеда, сочинив симфонические и духовные произведения, квартеты, романсы, даже оперу, «Призраки Эллады».

И уж совсем мало кто знает, что близким другом Николая Львова был Гавриил Романович Державин, поэт и первый министр юстиции Российской империи. Женились они на сестрах: Львов на Марии Дьяковой, Державин – на Дарье.

Семья Державиных, когда один за другим ушли супруги Львовы, взяли на себя воспитание их детей, среди которых была пятнадцатилетняя дочь Вера. В петербургском доме Державиных Веринька Львова познакомилась с молодых офицером Алексеем Васильевичем Воейковым и стала его невестой.

Вера Николаевна Воейкова для художника всегда была любимой «бабашей». Так ее в семье и звали. Прекрасно образованная, она великолепно знала русскую и французскую литературу, придавалась сочинительству и сама.

От «бабаши» услышал Поленов историю своего деда, рано ушедшего генерал – майора русской армии, участника сражения под Смоленском, перехода Суворова через Альпы, обороны Шевардинского редута. Портрет Алексея Воейкова в форме генерал-майора кисти Джорджа Доу находится среди портретов других генералов в галерее 1812 года в Зимнем дворце.

Воейков фактически стал основателем отечественного института военной разведки – в 1810 году его назначили директором Особенной канцелярии военного министра. Выйдя в отставку, он женился и удалился в свое тамбовское имение Ольшанку, уютную усадьбу со старым домом, небольшим прудом, окруженным высокими деревьями и церковью, спроектированной учеником Карла Брюллова, Константином Молдавским.

Увы, сегодня в Ольшанке уцелели только эта церковь и старый дуб.

Любопытно, что именно у художника, академика живописи Молдавского будет брать уроки Мария Алексеевна, дочь Воейковых и мать Василия Поленова – она станет виртуозным портретистом, безукоризненно владевшим техникой рисунка.

Свои занятия Мария Алексеевна, обладавшая природным талантом, умело совмещала с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

Также она писала книги для детей. Например, «Лето в Царском селе», выдержавшее уже несколько изданий, где живо описана с изменением имен, жизнь поленовского семейства, воспитание детей.

Ее брат, Леонид Алексеевич Воейков, был известным библиофилом, коллекционером русских гравированных портретов. Его архив сохранился в Тамбовском краеведческом музее.

Примечательно, что Дмитрий Васильевич Поленов, представитель старинного дворянского рода, ставший мужем Марии Алексеевны Воейковой, чрезвычайно ценил редкое художественное дарование жены, поскольку вырос в семье высочайшей культуры. Его отец, Василий Алексеевич Поленов занимался научной деятельностью. В Государственном архиве, где он был начальником, встречался с Пушкиным, работавшим над «Историей Пугачева».

Сам Дмитрий Васильевич пошел по стопам отца, окончил философско-юридический факультет Петербургского университета, стал археологом и историком, автором таких трудов как «Библиографическое обозрение русских летописей», «Законодательная комиссия при Петре II».

Еще до женитьбы Дмитрий Поленов служил секретарем русской миссии в Греческом Королевстве и собрал изрядную коллекцию античных древностей, которая по сей день хранится в музее Поленово.

Вернувшись, Дмитрий Васильевич занял пост секретаря Русского археологического общества. Заодно стал разбирать бумаги своего деда, Алексея Яковлевича Поленова, которого называли «первым русским эмансипатором», предвосхитившим идеи Радищева. Еще в 1766 году Алексей Поленов составил трактат на тему «Что полезнее для государства, чтобы крестьянин имел собственности землю или только движимое имение, и сколь далеко на то и другое его право простирается», где утверждал, что рабовладение позорно, и предлагал немедленное освобождение крестьян. Трактат Поленова так и не был опубликован. Исправить ситуацию поостерегся и внук его, Дмитрий Васильевич...

У Марии и Дмитрия Поленовых было пятеро детей: близнецы Вера и Василий, сыновья Алексей и Константин, младшая дочь, Елена.

Василий и Елена стали художниками, несомненно, не без влияния матери. Она же была их первым учителем.

Наш герой, Василий Дмитриевич Поленов, будучи уже и выпускником Императорской академии художеств, и известным художником, прожил не менее насыщенную жизнь, чем его родственники по отцовской и материнской линии.

Однажды, измученный жизненными невзгодами, потерей близких и любовными неудачами, он уезжает в Абрамцево, к своему другу Савве Мамонтову. И знакомится там с Натальей Васильевной Якунчиковой, дочерью владельца бумагопрядильной и текстильной фабрики «Товарищество Воскресенской мануфактуры», оборотистого купца Василия Ивановича Якунчикова.

Наталья, двоюродная сестра Елизаветы Мамонтовой, была на 14 лет младше Поленова, однако столь солидная разница в возрасте не помешала ей полюбить художника. Вместе с ним она участвовала в домашних спектаклях, вышивала по его рисункам и даже писала пейзажи. Но о своих чувствах молчала и доверяла свои мысли и переживания лишь личному дневнику да подруге Лизе.

Но все тайное рано или поздно становится явным. И уже 6 сентября 1882 года художник и Наталья Якунчикова венчаются в храме Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцево, спроектированном Виктором Васнецовым и Василием Поленовым.

У Поленовых родилось пятеро детей: дочери, Екатерина, Мария, Ольга, Наталья и сын Дмитрий. Все они выросли в усадьбе, которую их отец, точно картину, сотворил на земле и оживил.

Дмитрий Васильевич Поленов стал первым директором музея-усадьбы «Поленово», потом это место занял его сын Федор. Нынешний директор музея – Наталья Федоровна Поленова, правнучка художника.

Время пощадило 130 – летнюю усадьбу, она осталась такой, какой ее задумал автор. И каждую зиму из библиотеки выносятся мебель, ставится огромная елка, как было при Поленове, дубовые паркеты накрывают коврами, дети садятся на пол и зовут Деда Мороза. И каждый год он идет навстречу малышам по заснеженному парку…

Читайте также