Ароматы эпохи
Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России – поставщиков высочайшего двора», которая до 9 июня проходит в Музее гаража особого назначения на ВДНХ, – не только про ароматы, флаконы и поражающие своей изобретательностью рекламные ходы.
Прежде всего – это гимн выдающимся российским парфюмерам. И даже, если вам знакомы имена Брокара и Ралле, на этой выставке вас ждет множество неожиданных и поразительных открытий, тем более что львиная доля экспонатов демонстрируется впервые.
Для начала пару слов об организаторах. Выставка – впечатляющий по масштабам проект Русского музея парфюмерии, возникшего в 2022 году на основе личных собраний вице-президента Союза коллекционеров России Ирины Воробьевой и коллекционера Дмитрия Самодурова.
Более 700 экспонатов – флаконов духов, будуарных наборов, подарочных коробок, вееров, рекламных буклетов и афиш, а также перчаток и аксессуаров – иллюстрируют творчество великих парфюмеров дореволюционной России: Генриха Брокара, Альфонса Ралле, Адольфа Сиу, Александра Остроумова, каждому из которых отведен большой раздел.
Громким мажорным аккордом звучит экспозиция, посвященная 300-летию дома Романовых. Дату, отмечавшуюся в 1913 году, не обошло вниманием ни одно крупное производство. Парфюмерия – не исключение.
Вот, например, роскошный флакон матового фактурного стекла с крышечкой в виде двуглавого орла. «Одеколон инокини Марфы» был выпущен фабрикой Адольфа Сиу. Этот артефакт отдает дань уважения матери Михаила Федоровича, первого русского царя из рода Романовых.
Для многих наверняка станет откровением, что не только знаменитым печеньем «Юбилейное» отметило памятные торжества предприятие, чье великолепное отреставрированное здание украшает собой Ленинградский проспект. Да, изначально молодой француз, приехавший в Россию в 1853-м, запустил вместе с супругой кондитерский бизнес. Но уже в 1861-м наладил и выпуск парфюмерии. Кстати, именно в 1913 году предприятие Сиу обрело статус поставщика высочайшего двора – правда, как производитель сладостей.
Одним из топовых ароматов Сиу считался «Запах женщины». В витрине мы видим флакон, украшенный картинкой с женской головкой. А по соседству – множество других, с не менее интригующими названиями, например аромат «Мулен руж» в стеклянной «женской ножке» с шелковой подвязкой.
Перед революцией 1917 года ассортимент фабрики «А. Сиу и К°» насчитывал более 120 наименований. Затем она была национализирована, производство парфюмерии какое-то время продолжалось – вы увидите, например, умилительные этикетки «Детского мыла», маркированные М.С.П.О. «Большевик». А затем предприятие полностью было переориентировано на «кондитерку».
Но вернемся в царскую Россию. Представители монаршей семьи предпочитали французскую или английскую парфюмерию. Заинтересовать высшую аристократию собственной продукцией отечественному производителю стоило больших усилий.
Например, Генрих Брокар, основавший свое предприятие в 1864 году, спустя почти десятилетие стал поставщиком двора ее императорского высочества великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской.
Произошло это совершенно сказочным образом. Когда в 1873 году сановная гостья пожаловала в Москву, Брокар преподнес ей букет... восковых цветов. Причем каждый цветок – будь то ландыш или роза – имел свой, соответствующий природе запах. Подарок настолько потряс Марию Александровну, что она не устояла от официального признания находчивого парфюмера.
А уже после смерти Брокара, в 1913-м, «Товарищество Брокар и К°» удостоилось звания поставщика двора его императорского величества. К 300-летию дома Романовых фирма выпустила два специальных аромата – «Шапка Мономаха» и «Юбилейный», но в исторической памяти закрепился другой знаковый парфюм – «Любимый букет императрицы», посвященный матери Николая II Марии Федоровне и созданный до 1911 года.
Безусловно, привлекает внимание витрина c ароматом «Джиоконда». Помимо флакона со знакомой картинкой – веер, брендированная открытка, газета с рекламой и буклетик с рассказом о шедевре Леонардо да Винчи. Фирма Брокара мастерски использовала случай с громкой кражей «Моны Лизы» из Лувра, случившейся в 1911 году, чтобы запустить и раскрутить свой парфюм. Креативно, не правда ли?
Надо сказать, в деле продвижения авторы проявляли максимум изобретательности. Привлекали к созданию флаконов и подарочных коробок выдающихся художников, в том числе Михаила Врубеля, Ивана Билибина, Альфонса Муху. Так, по эскизу Казимира Малевича был выполнен флакон одеколона «Северный» – в виде льдины с белым медведем на крышке. Интересно, что в пику этому аромату фабрика Альфонса Ралле выпустила одеколон «Полярный» – с фигурными пингвинами на флаконе.
Выходец из Франции, Ралле открыл свое производство в Москве еще в 1843 году, начав со стеариновых свечей. К середине века он уже делает духи, одеколон, мыло, пудру, помаду и в 1855 становится поставщиком двора его императорского величества. Через год Альфонс покидает Россию и оставляет компаньонам фабрику, а также право использования своего имени. И предприятие с честью продолжает заложенные основателем традиции.
Флаконы «Товарищества А. Ралле и К°» – воплощение изящества. Вот совушка присела на ручку стеклянного «кувшинчика» одеколона «Ночь», а очаровательный слоник взобрался на крышечку одеколона «Фетиш». К слову, стеклянные крышечки составляют на выставке целую горку – по сути, отдельную эффектную витрину.
Не только иностранцы рулили отечественной парфюмерной индустрией. Имя Александра Митрофановича Остроумова сегодня в нашей стране, увы, не на слуху. Между тем он внес весомый вклад в развитие мировой косметологии. Провизор по образованию, в 1885 году Остроумов открывает лабораторию в собственном доме в Лялином переулке и вскоре изобретает мыло от перхоти, впоследствии завоевавшее золотую медаль на Гигиенической выставке в Париже.
Он же стал автором популярнейшего крема от веснушек «Метаморфоза», всевозможных омолаживающих средств, изысканных ароматов, а в 1910 году первым открыл Институт эстетической медицины, на 30 лет опередив потенциальных европейских конкурентов. Услугами клиники Остроумова и его волшебными кремами и эликсирами пользовались многие актеры.
В свою очередь «Товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова» привлекало тогдашних звезд сцены как ЛОМов – для продвижения своей продукции. «Цветы живут одно мгновение, а ваши духи и одеколон «Флоранж» – вечно!» – признавалась актриса Свободного театра Анна Казмичева на страницах журнала «Наши артистки».
Но, увы, ничто не вечно. После революции фабрика Остроумова стала «Рассветом», производство Брокара поменяло вывеску на «Новую зарю», а Ралле – на «Свободу». Эпоха дорогой российской парфюмерии на время ушла за горизонт…
Конечно же, на парфюмерной выставке необходимо ощущать запахи. И у посетителей есть такая возможность. Парфюмер Ольга Госина, основатель компании Osmogenes, создала четыре аромата, которые позволяют оценить прежние вкусы и предпочтения. Это не воспроизведение старых формул, а скорее оммаж, посвящение великим парфюмерам прошлого и надежда на возрождение забытых традиций.
О богатстве этих традиций, о множестве фактов и событий из истории парфюмерии и ее создателей рассказывает на своей кураторской экскурсии Ирина Воробьева. Очевидно, что в целом это мероприятие – из разряда must visit. По крайней мере, вас долго не покинет его волнующий и вдохновляющий шлейф.
Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России – поставщиков высочайшего двора», Музей гаража особого назначения на ВДНХ, Москва, проспект Мира, 119, стр. 53. До 9 июня 2024 г.