Драгоценное вложение

Почему стоит инвестировать в бриллианты: объясняет руководитель Alrosa Diamond Exclusive Елена Суховеева

Два года назад компания «Алроса» запустила инвестиционную программу Alrosa Diamond Exclusive (ADE), предложив потенциальным инвесторам новый инструмент защиты капиталов от инфляции. Вложение в новый актив стало привлекательным благодаря отмене НДС на покупку физическими лицами бриллиантов в российских банках.

Ключевой особенностью этой программы, делающей инвестицию по-настоящему надежной, является обратный выкуп бриллианта, который осуществляет «Алроса» непосредственно у инвестора. 

Редакция попросила руководителя Alrosa Diamond Exclusive Елену Суховееву рассказать подробнее как о самой программе, так и о ее деталях.

Какова инвестиционная идея проекта? 

Наша инвестиционная идея обусловлена прогнозами, в соответствии с которыми факторы рынка создают почву для роста цены на алмазы. В частности, это истощение природных запасов алмазов при увеличении спроса на бриллианты, и в том числе на ювелирные изделия с ними. 

Дефицит бриллиантов в мире со временем будет только расти. Среди них есть более редкие драгоценные камни, которые будут дорожать быстрее. К ним относятся бесцветные бриллианты с высокими характеристиками, довольно крупные, весом от двух карат, а также любые бриллианты фантазийных цветов, которые априори являются большой редкостью. 

Сегодня в нашем инвестиционном портфеле около 350 драгоценных камней. По каждому из них имеется информация о динамике его стоимости за последние два года, его характеристиках, а также возрасте и истории добычи. 

А каковы действия потенциального инвестора?

Он приходит в банк и выбирает актив для инвестиции. У программы ADE 19 банков-партнеров, c одинаковым доступом к инвестиционной коллекции и единым прейскурантом. Если принимается решение об инвестиции в бриллианты, банк выкупает выбранный драгоценный камень у «Алросы» и реализует его своему клиенту. Эксперты «Алросы» могут участвовать как консультанты, предоставляя дополнительную экспертизу по характеристикам драгоценного камня, тенденциям мирового алмазно-бриллиантового рынка и дополнительным услугам компании.

Приобретенный бриллиант можно хранить в «Алросе» (услуга ответственного хранения стоит 12 000 рублей в год) или изготовить с ним украшение. Когда инвестор принимает решение реализовать инвестицию, он обращается в «Алросу», так как компания предлагает на свои бриллианты опцию обратного выкупа. 

Можно ли спрогнозировать прибыль?

Можно следить за динамикой цен, просматривая индексы Московской биржи на инвестиционные бриллианты. Бриллианты наиболее стабильны: это квазивалютный инструмент – цены номинируются в долларах, а расчеты ведутся в рублях по курсу Центробанка России. На данный момент все инвесторы, у которых мы выкупили активы, оказались в плюсе. 

Вместе с тем надо понимать, что в такие инструменты инвесторы вкладываются не для того, чтобы каждый день ими торговать как производными финансовыми инструментами с целью получения прибыли в моменте. Это как раз и привлекает инвесторов – приобретение осязаемого уникального бриллианта, который со временем становится только выше в цене. А наличие такого игрока, как «Алроса», который всей своей финансовой мощью позволяет гарантировать обратный выкуп по рыночной цене за вычетом спреда, – это дополнительный фактор привлекательности инвестиционных бриллиантов нашей компании.  

Для чего нужны регуляторные меры, которые «Алроса» предложила Минфину?

Мы заботимся о понятности и прозрачности рынка инвестиций в бриллианты. Тема инвестиций во все что угодно стала очень модной, при этом далеко не все дорогостоящие приобретения, например произведения искусства или коллекционное вино, являются вложением средств – просто потому что не предполагают надежной процедуры реализации. 

Обеспечить покупателю прозрачные условия обратного выкупа – одна из мер, предложенных нами на Московском финансовом форуме. Другие наши инициативы – это обязательная сертификация бриллиантов по ГОСТу в авторизованных геммологических лабораториях, введение единого национального индикатора цен на инвестбриллианты для понимания инвестором отклонения цены приобретаемого бриллианта от него, а также обязательное подтверждение финансовой устойчивости и наличие определенного кредитного рейтинга для компаний, объявляющих об обратном выкупе.

Какие драгоценные камни из коллекции обладают наибольшим потенциалом?

Все бриллианты индивидуальны, и их стоимость и потенциал зависят от совокупности характеристик. Так, например, крупный бриллиант может иметь не самый высокий инвестиционный потенциал, если его цвет и чистота не идеальные. 

В нашей коллекции наибольшим инвестиционным потенциалом обладают два 10-каратных бриллианта – их цвет E и чистота VVS1. Из фантазийных отмечу желтый кушон оттенка Vivid Yellow весом 11,5 карата. 

Одни из самых редких алмазов в природе – розовые, в России их добывают в основном на россыпных месторождениях на севере Якутии. На международных аукционах стоимость розовых бриллиантов нередко превышает $1 млн за карат. Впервые мы представили нашу коллекцию розовых бриллиантов в феврале этого года. Сегодня практически все эти бриллианты уже украшают инвестиционные портфели наших инвесторов. 

Есть ли эмоциональный аспект в инвестициях?

Когда мы только начали программу ADE, люди в основном покупали «красивый бриллиант супруге», не особо интересуясь инвестицией. Сейчас таких запросов почти нет. Мы гораздо чаще имеем дело с «чистыми» инвесторами, которые покупают бриллиант и даже несколько, чтобы положить в сейф и потом реализовать, и со «смешанными» инвесторами, которые не только руководствуются соображениями прибыли, но и планируют наслаждаться сверканием драгоценного камня в украшении. Таких, пожалуй, большинство.

Можно ли узнать, сколько сейчас инвесторов в программе ADE?

В нашей базе более 2500 человек – это инвесторы и люди, регулярно интересующиеся нашим продуктом. Могу сказать, что относительно прош­лого года продажи инвестиционных бриллиантов в этом году в денежном выражении выросли на 50%. 

Этот вид вложений с каждым годом обретает все большую популярность. Причем настолько активно, что мы сами начинаем чувствовать дефицит редких инвестиционных бриллиантов. Что особенно выгодно для тех инвесторов, которые уже сегодня вкладываются в наши драгоценные камни.

Читайте также