Ресейл принимает вызов
С уходом с российского рынка порядка 70% иностранных брендов эксперты наблюдают рост в сегменте ресейла.
Аналитики контентной платформы Дзен и Lamoda в совместном исследовании отмечают, что рынок ресейла в России увеличился на 45% в 2023 году. В частности, продажи аксессуаров и одежды в разделе Resale на Lamoda выросли в 2023 году на 105% (!) по сравнению с прошлым годом.
В «Авито» недавно отчитались о том, что вторичные продажи женской одежды во втором квартале выросли на 10%, мужской – на 17%. А газета «Коммерсантъ» приводит данные о том, что продажи на платформе The Cultt, специализирующейся на сумках, прибавили более 50% в первом полугодии 2024 года. Впечатляющие показатели даже вдохновили компанию на создание отдельного консьерж-сервиса для продажи вещей в люкс-сегменте в коллаборации с ресейл-платформой Second Friend Store.
Среди основных двигателей рынка ресейла – и желание покупателя сэкономить на дорогих товарах, и потребность приобрести то, что невозможно в обычном магазине, считают исследователи.
Есть и еще один психологический стимул, о котором пишет тг-канал @namelesstinyasian: люди охотней расстаются с перепроданными вещами, чем, с новыми, купленными в бутике, и тем самым запускают, так сказать, «круговорот ресейла в природе».
Любопытно, что наибольший рост наблюдается именно в люксовом сегменте ресейла, и это логично, считает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
«Российский ресейл-рынок растет на 20-25% в год в течение последних трех лет, – говорит Лебсак-Клейманс. – Наиболее уверенно себя чувствует именно премиальный сегмент, что связано с особенностями предложения и спецификой спроса. Для продавцов люксовых товаров «заработок на ресейле» часто вовсе не основная мотивация. Эти люди передают в ресейл практически новые вещи, чтобы разгрузить свой гардероб и действительно дать дорогим и качественным вещам второе дыхание. Состоятельная публика часто готова продавать вещи со скидкой до 75-80% от первоначальной цены».
При этом потенциал роста этого рынка все еще очень большой, считает она. «Доля россиян, имеющих опыт покупки через ресейл, пока не преодолела порог 50%. Поэтому ожидается, что в ближайшие три года объемы рынка вторичных продаж одежды и обуви увеличатся в два раза. Если сегодня весь объем рынка премиального fashion-ресейла находится в пределах 5% от общих оборотов премиального модного рынка, то в среднесрочной перспективе (3-5 лет) ожидается рост его доли до 10%».
А что думают о ситуации на рынке ресейла сами игроки? И насколько уверенно они себя чувствуют? Отвечают приглашенные эксперты.
Анна Любан
СЕО и основательница Second Friend Store
«Рынок растет в среднем на 30% год к году. Аналитики по-прежнему позитивно настроены и, по их мнению, рынок сохранит темпы роста в ближайшие несколько лет. Но давайте разберемся, за счет чего растет ресейл.
Во-первых, надо учитывать разные сегменты рынка ресейла. Ресейл масс-маркета действительно растет за счет ухода брендов, за счет снижения покупательской способности и тд. А вот премиальный и люксовый ресейл растет в основном за счет выхода байеров на платформы.
Но можно ли отнести увеличение продаж за счет увеличения импортозамещенных товаров к росту именно ресейла? Ведь байеры – это тот же ритейл. Раньше бренды выходили на рынок напрямую или через ритейлеров, а теперь через байеров.
Должна сказать, в этом году мы наблюдали беспрецедентное падение продаж, начиная с мая месяца. Обычно сезонный спад начинается в июне и длится до начала августа. При этом падение происходит относительно предыдущих месяцев, но если сравнивать этот период с предыдущим годом, то рост все равно был. Падение началось с начала мая 2024 года, составило 30% относительно прошлого года и подтверждается падением индекса потребительского спроса, при чем на все сегменты одежды. Об этом говорят и коллеги из ритейла.
Причины на наш взгляд в следующем: снижение платежеспособности населения, рост цен на другие товары, необходимые для жизни, непропорциональный рост зарплат относительно роста инфляции. С наступлением осени спрос, конечно, оживает, но прогнозировать его полное восстановление и закладывать кратный рост пока мы не беремся. Требуется еще время, чтобы оценить какое же будущее ждет рынок премиального и люксового ресейла».
Ольга Лефферс
Основательница галереи VintageDream
«Рынок luxury ресейла чувствует себя прекрасно. Он стабильно растет во всем мире. Падения в ближайшее время не ожидается, более того, думаю, будет наблюдаться дальнейший рост этого рынка, связанный с мощным трендом на устойчивость и экологичность.
Интересно, что в настоящее время программы ресейла начинают внедрять крупнейшие бренды массмаркета. Например, на сайте Zara уже есть раздел с вещами этой марки, которые ранее были в использовании. У многих люксовых брендов также есть программы возврата, а внутри компаний создаются целые департаменты, посвященные вторичному обороту вещей бренда. Это говорит о многом!
Если такие гиганты как Zara и крупные люксовые бренды пошли в ресейл, значит, тренд продолжит набирать обороты. В первую очередь спросом у покупателей пользуются аксессуары, — классические модели сумок, классические украшения. Это то, что служит долго и не выходит из моды».
Анна Петросян
Бренд-директор Oskelly
«На наш взгляд, сейчас luxury resale – это одна из самых динамично развивающихся ниш в мире fashion e-com, как глобально, так и конкретно в России.
В России ресейл становится все более популярным из-за разрушения стигмы вокруг pre-loved товаров, возрастающего интереса к лимитированным моделям, которые можно найти только на ресейле, а также возможности разгрузки и продажи неиспользуемого гардероба.
В общем мировом контексте рынок люксового ресейла тоже продолжает драматически меняться. До конца десятилетия объем рынка будет ежегодно расти на 10–15%, прогнозируют в McKinsey. Эксперты также предполагают, что к 2027 году он достигнет отметки в 350 миллиардов долларов.
Любопытно, что курс на ресейл особенно динамично продвигается среди молодежи. ThredUp прогнозирует, что на поколение Z будет приходиться почти треть покупок на ресейле по мере роста их покупательной способности.
Мы уверены в продолжении стабильного роста популярности ресейла. Ориентируясь на свой вектор развития и учитывая рост конкурентного предложения в данной нише, мы можем смело утверждать, что российский рынок люксового ресейла имеет все шансы достичь мирового уровня. Этой же тенденцией обусловлен выход Oskelly на международный уровень с запуском приложения в ОАЭ, хотя в восточных странах тренд на ресейл пока только зарождается.
Наша компания в целом довольно быстро развивается и растет, а 2023 год был особенно богат на события. Помимо открытия офис в ОАЭ и запуска приложения для покупателей Ближнего Востока, также мы открыли второй оффлайн-бутик Oskelly в Москве на Кузнецком мосту».
Валентина Муховикова
Основательница и владелица винтажной галереи Rouge
«В последние годы рынок luxury resale, включая продажу винтажных предметов и аксессуаров в премиум-сегменте, демонстрирует устойчивый рост. Этот тренд обусловлен несколькими ключевыми факторами. Среди них, помимо прочего, технологические достижения: онлайн-платформы и маркетплейсы позволяют привлекать покупателей из разных регионов и стран, расширяя аудиторию.
Социальные сети способствуют популяризации винтажных предметов через влияние блогеров и инфлюэнсеров, что увеличивает интерес к данному сегменту.
В прошедшем году мы добились значительных успехов и укрепили свои позиции на рынке винтажа и антиквариата в Москве. Мы стали постоянными участниками двух самых крупных и престижных выставок Москвы — Российский антикварный салон и «АРТ-Москва» — плюс активно участвуем в локальных маркетах. Благодаря этому, а также регулярному обновлению ассортимента была значительно расширена клиентская база, и сегодня к нам обращаются как местные жители, так и туристы.
Несмотря на все трудности с доставкой в Россию, мы продолжаем регулярно пополнять наши коллекции уникальными предметами из Европы, включая Францию, Италию и Бельгию.
Наибольшим спросом пользуются такие категории вещей, как винтажная одежда, предметы интерьера (комоды и кресла), предметы декора (винтажные постеры, подсвечники, фарфор, столовое серебро).
В сфере интерьерного винтажа я бы выделила два основных типа потребителей: первая категория предпочитает вкладываться в коллекционные предметы искусства, а вторая категория ориентирована на приобретение предметов интерьера от знаменитых дизайнеров».