Андрей Яцков: «Объем активов под управлением искусственного интеллекта будет расти»

Руководитель брокерского бизнеса ВТБ о его работе и предпочтениях розничных инвесторов
Руководитель брокерского бизнеса ВТБ Андрей Яцков
Руководитель брокерского бизнеса ВТБ Андрей Яцков /Максим Стулов / Ведомости

В этом году продолжился рост числа россиян, решивших попробовать свои силы на фондовом рынке, несмотря на высокую ключевую ставку и далекую от оптимизма динамику многих активов. Как в такой непростой ситуации изменилось поведение розничных инвесторов, какие биржевые продукты они выбирают и почему хотят торговать бумагами не только на бирже, в интервью «Ведомости. Капиталу» в преддверии форума «Россия зовет» рассказал руководитель департамента брокерского обслуживания ВТБ Андрей Яцков.

«В конце года ожидаем значительного количества конвертаций старых счетов в ИИС-3»

– Динамика фондового рынка в этом году делится на два этапа: рост в первой половине года и коррекция потом. С чем это связано? И как менялось поведение ваших клиентов?

– Денежно-кредитная политика сейчас определяющий фактор для сегодняшнего фондового рынка. Если в конце прошлого года – начале этого инвесторы ставили на скорое снижение ставки, акции росли, чувствовался оптимизм, то с ростом «ключа» (ключевой ставки ЦБ. – «Ведомости. Капитал») настроения изменились. Мы увидели, что клиенты, которые играли на росте стоимости акций, изменили стратегию, стали больше интересоваться консервативными инструментами. Если же выделять инструмент, который больше всего выиграл от этого, – это биржевые паевые инвестиционные фонды. Там наблюдаем кратный рост: число инвесторов превысило 1 млн человек, стоимость чистых активов фондов денежного рынка – 700 млрд руб.

– Как в вашей компании сейчас меняется сам клиент? Какие сервисы у него востребованы?

– Мы предоставляем услуги и массовому розничному клиенту, и клиенту с крупными счетами. Рады, что наша клиентская база характеризуется одним из самых высоких чеков, насколько мы знаем, – более 1 млн руб., выше среднего на рынке.

И если говорить о наших сервисах, то это прежде всего инвестиционное консультирование. Для любых портфелей доступны услуги робота-советника. Клиентам с большим чеком предлагаем услуги индивидуального инвестиционного консультанта Advisory Pro. Кстати, те, кто выбирает консультанта, меньше дергаются при колебаниях рынка, нервы крепче, потому что есть понимание картины и опыт. К слову об опыте: активнее всего сделки совершают клиенты в возрасте 50–60 лет.

Андрей Яцков

руководитель брокерского бизнеса ВТБ
2018
Присоединился к команде банка ВТБ в качестве управляющего директора управления торговых операций департамента брокерского обслуживания.
2020
начальник этого управления, курировал стрим «Торговые системы брокерского обслуживания».
август 2022
возглавил департамент брокерского обслуживания.
В настоящее время также является старшим вице-президентом банка ВТБ. Имеет квалификацию специалиста по брокерско-дилерской деятельности НАУФОР и аттестат ФКЦБ 1.0.
– В прошлом году вы представили новую стратегию, и там был упор на розничного инвестора. Как здесь идет продвижение, какие-то новые продукты вы запустили?

– Есть интересный продукт, популярность которого быстро растет, – «Инвесткопилка». Мы его как раз позиционируем как инструмент для первого шага в инвестициях. Он построен на фондах денежного рынка, по которым клиент получает ежедневный доход. «Инвесткопилка» не предполагает возможности просадки, стоимость фондов каждый день увеличивается. Открыть «Инвесткопилку» можно в один клик в приложении банка, одновременно откроется и брокерский счет. И чтобы пробовать инвестировать во что-то новое, нужно будет просто перейти из банковского приложения в «ВТБ мои инвестиции».

Также мы недавно запустили в массовую розницу акцию «Золото в подарок». При открытии в банке депозита человек может получить подарок в виде паев паевого инвестиционного фонда в золоте, который предполагает физическое хранение драгоценного металла. Открыв банковский вклад, клиент сразу получает брокерский счет с первыми инвестиционными инструментами. Дальше можно использовать счет для других инструментов.

Так мы идем в массовый сегмент и знакомим клиента с рынком. Конверсия в таких продуктах очень большая, людям нравится.

– Как ИИС-3 у вас развивается? Понятен ли он клиентам?

– ИИС-3 долго обсуждался – решался вопрос формы. На наш взгляд, продукт получился достаточно интересным: это симбиоз индивидуальных инвестиционных счетов первого и второго типов (ИИС-1 и ИИС-2). ИИС-3 интересен в том числе тем, что позволяет получить налоговый вычет, он нацелен на долгосрочные инвестиции.

К сожалению, есть определенные неурегулированные истории в части переходов со старых ИИС на новый счет – сейчас пока нет формы, через которую инвестор должен уведомить налоговую службу о том, что он сконвертировал свой старый ИИС в новый. Мы очень ждем эту форму и ожидаем, что в конце года инвесторы будут активно конвертировать старые счета в ИИС-3.

Кстати, такая конвертация даже в конце года дает возможность учесть весь результат 2024 г. в сроке владения по новому типу.

Брокер «ВТБ Мои Инвестиции»

Компания предлагает клиентам маржинальное кредитование, структурные продукты, инвестиционное консультирование, а также качественную аналитику от одной из лучших на рынке команд аналитиков.
Платформа «ВТБ мои инвестиции» разработана для розничных инвесторов. Ее сервисы и инфраструктура позволяют находить решения для нестандартных запросов клиентов и получать максимально возможный доход в рамках индивидуальных параметров и риск-профиля.
Мобильная и веб-версия платформы «ВТБ мои инвестиции» дают возможность совершать любые биржевые операции с ценными бумагами российских эмитентов, валютами дружественных стран, фондами, опционами, фьючерсами, торгующимися на Московской бирже, а также участвовать в первичных размещениях эмитентов.

«Люди уже привыкли получать услуги 24/7»

– Сейчас ключевая ставка находится на очень высоком уровне. Как ведут себя в связи с этим клиенты банка и брокера?

– Тут уже каждый выбирает для себя – либо открывает депозит в банке с хорошей ставкой, либо использует инструменты фондового рынка. Мы не противопоставляем инструменты фондового рынка и небиржевые продукты нашей группы, в частности депозиты. Как я уже говорил, клиенты-инвесторы оценили фонды денежного рынка. Очевидно, оценили и наши вклады. Вопрос в целях, желаниях, сроках инвестиций.

Банковский вклад прост и понятен. На фондовом рынке также можно найти очень интересные инструменты. Те же фонды денежного рынка позволяют в ежедневном режиме получать по ним доходность. Или длинные долговые бумаги, в которых можно зафиксировать высокую ставку на длительный период – на десятки лет. Интерес к длинным облигациям сейчас очень большой.

– Некоторые ваши коллеги высказывали мнение, что сейчас все брокеры более-менее сравнялись по сервисам. Если это так, куда переместился элемент конкуренции?

– Мнение верное, но дьявол кроется в деталях. Нельзя забывать про тарификацию. Вот у нас очень хорошие цены: для «Прайма» – 0,035% от дневного оборота, для клиентов «Привилегии» – 0,04%, для массовой розницы – 0,05%. Оборотный тариф на самом деле у нас лучше, чем по рынку в среднем. Плюс есть гибкие профессиональные тарифы, где вознаграждение брокера зависит от оборота.

В целом сейчас на рынке несколько лидеров-конкурентов, которые предоставляют максимально возможное количество сервисов. Мы один из них. И считаем, что важен такой фактор, как надежность сервисов.

Кроме того, кому-то нравится один дизайн, кому-то – другой; кому-то нужны дополнительные сервисы с точки зрения консультирования; кто-то ищет маркетинговые предложения. Мы стараемся продвигать оказание инвестиционной экспертизы как один из продуктов, который считаем наиболее востребованным и важным для клиента. И в следующем году планируем запустить другие продукты по консультированию, основанные именно на автоматизации.

Эти детали как раз и создают разницу между брокерами.

– Вы недавно запустили торги выходного дня.

– Да, двигаемся в этом направлении. Сейчас на рынке идет очень активная дискуссия по поводу торгов вне биржи. Есть как сторонники, так и противники. Мы сторонники и потому запустили в выходные дни торговлю. Планируем расширять число доступных инструментов. Мы понимаем, что в течение рабочего дня некоторые инвесторы не успевают торговать. Кроме того, благодаря цифровизации люди уже привыкли получать услуги 24/7. Сейчас проводятся различные опросы на тему того, хотят люди торговать в выходные дни или не хотят. Но, мне кажется, если клиент будет выбирать между брокером, у которого есть возможность торговли в нерабочие часы, и тем, у которого нет, то инвестор выберет игрока, который дает все возможности по максимуму. Даже если пока планов торговать в выходные нет.

– А что вам, брокеру, собственно, дает торговля выходного дня?

– В первую очередь расширение клиентского сервиса. И, как мы видим, инвесторам нужна такая возможность. Еще до введения торгов выходного дня много инвесторов заходило в приложение и интересовалось портфелем и в выходные дни. Было очевидно: если им дать возможность совершать сделки в выходные, это будет востребовано. За два месяца обороты составили больше 1 млрд руб.

– Какие у вас еще есть уникальные сервисы, «фишки», которых нет у других игроков?

– Тот набор сервисов по инвестиционному консультированию, которые я называл, считаем вполне себе уникальным.

– Инвестконсультирование, насколько я знаю, есть у многих игроков.

– Здесь важен формат. Аналогов инвестконсультирования, которое, как у нас, позволяет в автоматическом режиме вести портфель десятков тысяч клиентов, я не вижу. Наш робот-советник позволяет подключить портфель. При его ребалансировках клиент получает инвестиционные рекомендации: видит, какие бумаги ушли, где нужно поменять долю актива. Сейчас инвестор должен согласиться с рекомендациями.

В дальнейшем мы планируем автоматизировать и этот процесс. Не все инвесторы хотят погружаться в потоки информации, заниматься ежедневным анализом портфеля. Такие клиенты могут положиться на нашу экспертизу и отдать какую-то часть портфеля в управление.

«В обозримом будущем будут развиваться сервисы, которые облегчают процесс инвестиций»

– Какие инновации вы видите в будущем для брокерского бизнеса?

– В ближайшие десятки лет инфраструктура рынка вряд ли кардинально изменится.

В обозримом будущем будут развиваться сервисы, которые облегчают процесс инвестиций, делают его более удобным. Тут и объем активов под управлением искусственного интеллекта будет расти: во-первых, на его основе будут внедряться новые технологии по управлению активами, а во-вторых, все больше инвесторов будут верить в эти формы вложения средств, доверять им.

– Хотелось бы расспросить вас про комиссии. Какова сейчас вообще динамика в тарификации на рынке? Тарифы растут?

– Мы очень следим за конкурентностью тарифов. У нас, кстати, для активных клиентов чем больше обороты, тем меньше комиссия. За других говорить не буду – мы конкурентов любим, они бодрят. Но в Telegram-каналах сами можете почитать, почему к нам переходят.

Тренд последних нескольких лет позволял развивать бизнес не за счет комиссий, а за счет притока новых клиентов: их становилось кратно больше. Хотя брокерский бизнес и требует больших инвестиций, постоянный рост клиентской базы позволял брокерам делать достаточные вложения в развитие.

Скоро перед некоторыми игроками встанет вопрос о достаточности средств для инвестирования в свои платформы, чтобы выдержать ужесточившуюся конкуренцию. Кто-то в связи с этим может уйти в нишевые истории, а кто-то выдержит и продолжит ориентироваться на широкий круг инвесторов. Мы точно пойдем по второму пути. Мы считаем, что брокерский бизнес окупаемый, а доходы надо получать за счет роста клиентской базы, а не за счет роста тарифов.

– Есть такое ощущение, что все, кто хотел прийти на фондовый рынок, уже пришли.

– Пока на депозитах лежит в 5–6 раз больше средств, чем на брокерских счетах. Есть куда расти. Кроме того, государство определило стратегию по увеличению капитализации рынка, предлагаются инструменты, которые популяризируют фондовый рынок. Понятно, что сейчас из открытых брокерских счетов не так много фондированных, остальная часть, 70–80%, – это пробные счета. Но по мере улучшения ситуации с финансовой грамотностью, с появлением новых привлекательных инструментов эти пробные счета будут дофондироваться.

– А корпоративное направление вы планируете развивать?

– Да, у нас запускается сервис для обслуживания юридических лиц, и мы планируем его развивать.

– Есть ли какие-то целевые показатели в этом направлении?

– Пока я вам точно могу сказать, что мы запустим сервисы для корпоративных клиентов в 2025 г., а дальше уже будем строить планы. Мы сейчас как раз в процессе формирования структуры, образа этого продукта, поэтому рано говорить о целевых показателях. Базой для обслуживания юридических лиц будет банк ВТБ. Соответственно, все сервисы для брокерского обслуживания корпоративных клиентов у нас также будут сконцентрированы на ВТБ.

– Что еще планируете к запуску на 2025 г.?

– Я уже упоминал, что мы в следующем году планируем запустить автоследование. Кроме того, мы скоро сделаем единый счет со срочным рынком – считаем, что эта услуга востребована нашими клиентами: она позволит объединить операции на различных рынках с единым обеспечением. Надо помнить, что в следующем году вступают в силу регуляторные изменения, связанные с маржинальной торговлей, которые позволят учитывать на едином счете производные инструменты, в частности опционы. Мы к этому готовимся.