Глобальная экономика неизбежно движется к многополярности

Внутри страны важно обеспечить стабильный рост, сошлись во мнении участники инвестиционного форума «Россия зовет!»
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Глобального Запада больше не существует, а роль доллара в качестве мировой резервной валюты постепенно снижается – одновременно с этим все большую силу набирает Глобальный Юг и Восток, где темпы роста экономик в два раза выше тех, которые называют «развитыми». Такую мысль высказал президент России Владимир Путин в ходе международного инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет!». Поэтому Россия ориентируется на сотрудничество с теми странами, где есть рост экономики и увеличивается число партнеров, которые «не оглядываются на окрики со стороны», отметил глава государства.

«Сила Америки в долларе. <…> Если не будет доллара, то провалится американская экономика с ее огромным долгом и всем, что доллар приносит», – отметил в ходе пленарной сессии ее модератор ‒ глава ВТБ Андрей Костин. Путин согласился, что использование доллара в качестве мировой валюты приносит США большие деньги. Но за последние годы пока еще действующая администрация президента Джо Байдена «очень многое сделала для того, чтобы подорвать фундаментальные основы доллара как мировой резервной валюты», отметил он. По данным МВФ, доля доллара в международных резервах снизилась во втором квартале 2024 г. до минимума за последние 30 лет – она составила 58,2%.

У людей, которые угрожают третьим странам санкциями за то, что они сотрудничают с Россией, «вроде бы хорошее образование, они там всякие оксфорды, кембриджи заканчивают, вроде должны быть достаточно умными», указал Путин. Но им «что-то мешает» быстро и эффективно реагировать на реально изменяющиеся события в мире – своими действиями они подталкивают к созданию многополярного мира, этот процесс становится неизбежным, считает российский президент. «Надеюсь, произойдет когда-то нормализация наших отношений с западными партнерами. И прежде всего потому, что они сами в этом заинтересованы, но и у нас есть интерес, конечно», – добавил Путин.

Сама Россия никого со своего рынка «не выгоняла и не выдавливала», заявил глава государства, отвечая на вопрос одного немецкого бизнесмена. Но тому европейскому бизнесу, который захочет вернуться, будет непросто: многие ниши уже заняты, но Россия специально никаких препятствий создавать не будет. «Наши двери всегда открыты», – указал президент.

О борьбе с инфляцией

В прошлом году российский ВВП вырос на 3,6%, в этом будет около 4%, а прогноз по ВВП еврозоны на этот год – 1%, обратил внимание Путин. Но инфляция в России на достаточно высоком уровне – 8,8%. Поэтому ЦБ вынужден был повысить ключевую ставку до 21%. «Есть критики, их много, которые говорят, что это подавляет развитие. Есть те специалисты, которые считают, что это неизбежно. Есть те, которые говорят, что 21% ключевой ставки по сравнению с уровнем инфляции 8,8% – слишком много, – отметил Путин. – Я сейчас не буду давать оценок, хорошо это или плохо. Я хочу только сказать о том, что, конечно, здесь есть определенные сложности для реального сектора экономики, но кредитование реального сектора продолжается».

Борьба с инфляцией вместе с поддержанием темпов экономического роста требуют совместных действий правительства и Банка России, сказал глава государства.

Рост цен стал одной из главных тем обсуждения на макроэкономической сессии форума. Власти признали, что при высокой инфляции экономический рост не может быть здоровым – избежать рецессии поможет скоординированная работа правительства и Банка России, а также развитие экономики предложения.

При высокой инфляции экономический рост может быть неустойчивым, заявила в ходе макроэкономической сессии форума председатель Банка России Эльвира Набиуллина. «Это, знаете, как высокий пульс у человека при беге на длинную дистанцию. Короткую можно бежать с высоким пульсом, но на длинную достаточно тяжело», – сказала она, добавив, что ЦБ с правительством работает над тем, чтобы экономический рост был действительно устойчивым и базировался на росте потенциала экономики.

Снижение ключевой ставки сейчас означало бы капитуляцию перед инфляцией и подтолкнуло бы дальше вверх, заметила Набиуллина. Если Банк России снизит ставку, а инфляция будет расти, бизнес выиграет в двух случаях, сказала она: если у него уже высокая закредитованность или он работает в неконкурентной среде, где достаточно быстро может переносить издержки в рост цен.

Если же бизнес работает в конкурентной среде, у него адекватная долговая нагрузка, то из-за повышенной инфляции он сталкивается с ростом издержек «по всем направлениям». И объем этих расходов гораздо больше, чем процентные траты, которые, «к сожалению», выросли, признала Набиуллина. А больше всего проиграет население, обратила внимание глава ЦБ: у граждан обесцениваются сбережения в случае высокой инфляции. «У нас, на мой взгляд, нет запаса времени. Нельзя повременить, и нельзя ожидать, что инфляция рассосется сама собой», – резюмировала Набиуллина.

«Мы с ЦБ постоянно на связи, у нас с Эльвирой Сахипзадовной [Набиуллиной] прямая линия. Мы прекрасно понимаем, что кредит и бюджет – это две составные части, которые делают деньги в экономике», – заверил министр финансов Антон Силуанов. Но не бюджетом единым подогревается инфляция, заметил он, поэтому в правительстве занимаются тарифообразованием, инвестиционными программами крупнейших госкомпаний, в том числе естественных монополий.

О рисках для экономики

Министр экономического развития Максим Решетников обратил внимание на то, что при текущих ставках бизнес пересматривает и активно сокращает инвестиционные программы.

«Чрезмерное ограничение доступности кредита может привести к сокращению не только инвестиций, но и занятости и выпуска. И есть риски того, что охлаждение экономики будет в масштабах несовместимо с нашими целями», – предупредил он. Решетников отметил, что правительство делает максимум для того, чтобы помочь ЦБ быстрее перейти к смягчению денежно-кредитной политики.

Заместитель главы администрации президента Максим Орешкин считает, что нет таких решений, которые приводят только к одному последствию. «Сейчас мы видим, что, с одной стороны, высокая ключевая ставка – это правильный способ ограничения спроса и роста кредитов. Но, с другой ‒ у нее есть определенные последствия – распределение доходов групп населения», – сказал он, отметив, что по данным ЦБ, большая часть депозитов находится у очень ограниченного количества вкладчиков в банковской системе. Это означает, что выросший доход от депозитов концентрируется у небольшой группы населения, пояснил Орешкин.

«Сегодня мы предметно обсуждали влияние денежно-кредитной политики не только в целом на развитие экономики, но и отдельные сектора, искали пути для компромисса», – прокомментировал первый заместитель президента – председателя правления ВТБ Дмитрий Пьянов. Он отметил, что, во-первых, на форуме говорили о важности срока победы над инфляцией и о другом отношении к тем прогнозам, которые обязательно должны быть достигнуты. Во-вторых – о планах правительства сосредоточить все льготные программы в Министерстве экономического развития, ограничив случаи субсидирования определенной границей.

«Это тоже, на наш взгляд, и уменьшит бюджетную нагрузку, и позволит выбирать то, что реально влияет на потенциал экономики», – заключил Пьянов.