Как российская экономика укрепляет суверенитет
Участники форума «Россия зовет!» обсудят главные экономические механизмы развития отечественной инфраструктурыНесмотря на внешние факторы, в частности, сохранение санкционного давления, эксперты констатируют: Россия сохраняет стабильность и быстро адаптируется к макроэкономическим изменениям. Кроме того, в стране появляются новые перспективы для внутреннего развития. Масштабные инфраструктурные проекты требуют серьезной финансовой поддержки. Какие меры наиболее эффективны для быстрого развития отечественных проектов страны, обсудят участники инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет!».
Влияние на рынок
Главной темой 15-го инвестиционного форума «Россия зовет!», который пройдет четвертого и пятого декабря в Москве, станет «Будущее капитала и капитал будущего». По традиции в пленарной сессии примет участие президент РФ Владимир Путин. Он также ответит на вопросы участников форума, в том числе из дружественных стран, таких как Индия, Китай, Турция. В обсуждении также примут участие гости из Африки, стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии, отмечают организаторы.
Сегодняшняя ситуация в мировой экономике – это возможность для развития технологического суверенитета, стимулирования производства и укрепления финансовой стабильности, отметил накануне форума президент – председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. «Мы как один из ведущих банков продолжаем поддерживать инновационные проекты и внедрять новые инструменты для привлечения инвестиций, чтобы обеспечить устойчивый рост экономики на долгосрочной основе», – добавил топ-менеджер.
В форуме также примут участие первые лица экономики России: министр финансов Антон Силуанов, председатель Банка России Эльвира Набиуллина, министр экономического развития РФ Максим Решетников. Участники дискуссии – представители отечественного и международного бизнеса. Такой уровень экспертов играет важную роль в формировании экономической политики и привлечении инвестиций в ключевые секторы российской экономики, а участие ведущих инвесторов, государственных структур и бизнеса создает уникальные условия для поиска решений, позволяющих адаптировать экономику к текущим вызовам, считает доцент кафедры статистики ГУУ, кандидат экономических наук Татьяна Першина.
«Это не только экспертная площадка для обсуждения текущих вызовов, но и инструмент для запуска новых проектов. В 2024 г. форум становится особенно значимым, поскольку акцентируется внимание на инвестициях в инфраструктуру, технологический суверенитет и импортозамещение», ‒ сказала эксперт.
Поддержка инфраструктуры
Особое внимание участники форума планируют уделить вопросам финансовой поддержки крупных инфраструктурных объектов. Одна из таких мер поддержки, традиционно привлекающая серьезное внимание, ‒ льготное кредитование, которое является важным драйвером инфраструктурных проектов, особенно в условиях, когда компании сталкиваются с высокими финансовыми рисками и ограниченным доступом к иностранным капиталам, считает Першина. Она также добавила, что этот механизм помогает снижать стоимость заемных средств, что делает проекты более доступными и привлекательными для реализации.
По оценке аналитиков ВТБ, самую активную поддержку в рамках программ льготного кредитования получают проекты в области строительства и модернизации коммунальных объектов, туристической и гостиничной инфраструктуры, при этом, например, для транспортной отрасли такие программы отсутствуют вовсе. По мнению ВТБ, запуск подобных программ для отдельных транспортных направлений необходим. Например, в автодорожной сфере они могут обеспечить высокий мультипликативный эффект и стимулировать развитие других, в том числе социально значимых направлений.
«По нашей оценке, льготное кредитование инфраструктуры и промышленности создает меньшие риски для проводимой регулятором денежно-кредитной политики, а в некоторых случаях даже замедляет инфляцию, например, при росте производительности труда», ‒ отметил член правления ВТБ Виталий Сергейчук.
По данным ВТБ, к концу первого полугодия 2024 г. объем льготных кредитов в экономике составлял 14 трлн руб. или 11% всего кредитного портфеля физическим и юридическим лицам. Большая часть приходится на льготные ипотечные заимствования и льготные кредиты агропромышленному комплексу и организациям малого и среднего предпринимательства.
При этом из-за высокой ключевой ставки в России существует вероятность, что лимиты программ льготного кредитования и субсидирования будут пересмотрены или быстро исчерпаны. В таких условиях на первый план выходит адресная поддержка важных инфраструктурных проектов. «В условиях повышения ключевой ставки возрастает роль фондов и институтов развития. Эффективное использование уже зарекомендовавших себя инструментов, таких как Фабрика проектного финансирования, будет способствовать запуску инфраструктурных и промышленных проектов даже в условиях дорогого финансирования», ‒ добавил Сергейчук.
Взаимовыгодное партнерство
Не менее важные инструменты инфраструктурного финансирования, перспективы которых планируют обсудить участники форума, это государственно-частное партнерство (ГЧП), в частности концессионные соглашения.
По словам основателя инвестиционной компании SharesPro Дениса Астафьева, объем частных инвестиций в проекты ГЧП в 2024 г. достигнет рекордных 1,6 трлн руб., что в 2,6 раза превышает показатель 2023 г . А общий объем инвестиций в этом секторе прогнозируется на уровне двух трлн руб. «Эти цифры свидетельствуют о растущей привлекательности механизма государственно-частного партнерства для частных инвесторов», ‒ подчеркнул он.
По мнению экспертов, наиболее перспективными отраслями для ГЧП остаются транспорт, ЖКХ и социальная инфраструктура. Например, один из наиболее масштабных и обсуждаемых на сегодняшний день концессионных проектов ‒ это строительство новой железнодорожной магистрали «Москва ‒ Петербург». Начало работ на концессионном участке от Зеленограда до Обухово планируется начать в конце текущего года, заявил в октябре гендиректор ООО «ВСМ Две столицы» Олег Тони. Аналогичные транспортные проекты при поддержке инвесторов также реализуются на Дальнем Востоке (строительство портов и другой транспортной инфраструктуры) и в рамках модернизации Северного морского пути и коридора «Север ‒ Юг».
При этом, отмечает Сергейчук, одним из наиболее ярких трендов последних лет можно считать снижение количества небольших по капиталоемкости концессий. «На первый план выходят масштабные ГЧП-проекты, которые могут «осилить» только большие компании», ‒ рассказал он и также добавил, что ежегодную потребность в кредитовании запускаемых концессионных и ГЧП-проектов можно оценить в среднем в 550‒750 млрд руб.
По мнению Першиной, ГЧП и концессии способствуют развитию новых направлений, которые критически важны для достижения технологического суверенитета страны. «В текущих условиях акцент на цифровизацию и технологическую модернизацию позволяет значительно повысить эффективность управления проектами и внедрять инновационные решения, что улучшает экономические показатели и укрепляет конкурентные позиции России на мировой арене», ‒ считает эксперт.
Она также отметила, что ГЧП способствует улучшению социальной инфраструктуры и повышению качества жизни населения. В частности, проекты в сфере здравоохранения, образования и городского благоустройства позволяют обеспечить доступ к современным услугам и создать комфортные условия для жизни, уверена Першина. «ГЧП способствует активизации регионального развития, так как позволяет привлекать инвестиции в инфраструктурные проекты, направленные на уменьшение территориальных диспропорций и поддержку экономически депрессивных регионов», ‒ добавила она.
Как прогнозируют в ВТБ, в 2025 г. механизм ГЧП и концессий станет значимым каналом привлечения частных инвестиций в приоритетные для государства и важные для людей проекты. «На долю ВТБ приходится порядка 50% всех введенных в стране в эксплуатацию с 2007 г. транспортно-логистических ГЧП-проектов. Мы видим, что этот механизм позволяет планомерно реализовывать масштабные проекты и в определенной мере нивелировать влияние экономических циклов на стоимость и сроки их выполнения», ‒ резюмировал Сергейчук.