Российский бизнес представил свои проекты на COP29

Зеленые технологии, «умное» градостроительство и управление климатическими рисками помогут справиться с последствиями глобального потепления
Пресс-служба Сбера
Пресс-служба Сбера

29-я конференция ООН по изменению климата (COP29) собрала в Баку (Азербайджан) почти 76 000 представителей из 197 стран мира. Главными темами обсуждения стали реализация совместных проектов по адаптации к изменениям климата в мире и поиск источников финансирования для этого. Согласование новой цели в области климатического финансирования должно обеспечить странам средства для принятия мер по борьбе с изменением климата и его последствиями. Президент COP29 Мухтар Бабаев заявил, что к 2030 г. годовое коллективное климатическое финансирование достигнет $170 млрд, из которых $49 млрд будут выделены на адаптационные мероприятия.

На прошедшем в Баку Климатическом саммите ООН страны пришли к соглашению о новой цели международного финансирования борьбы с изменением климата – $300 млрд ежегодно к 2035 г. Эта сумма заменит текущий целевой показатель в $100 млрд после 2030 г. Однако те страны, которые больше всего страдают от климатических изменений и рассчитывают получить эти средства, посчитали такую сумму недостаточной, настаивая на увеличении до $1 трлн. Консенсус по вопросу постепенного отказа от ископаемых видов топлива, который непосредственно влияет на Россию и другие страны ‒ экспортеры энергоресурсов, так и не был достигнут – переговоры продолжатся через год. Несмотря на различные разногласия и споры, на СОР29 все же удалось урегулировать некоторые ключевые вопросы, главный из которых – утверждение правил для международных углеродных рынков.

Россия вовлечена в борьбу международного сообщества с последствиями глобального изменения климата, заявил на полях COP29 председатель правительства РФ Михаил Мишустин. По его словам, стране удалось сократить выбросы парниковых газов вдвое к уровню 1990 г. с 3,1 млрд т до 1,6 млрд т эквивалента СО2 в год, а к 2060 г. РФ планирует выйти на углеродную нейтральность.

По словам российского премьера, 85% энергобаланса России приходится на низкоэмиссионную генерацию. «Это в первую очередь газовая, атомная энергетика, из возобновляемых источников», – пояснил Мишустин. Упор делается на повышение энергетической эффективности, развитие электротранспорта, внедрение современных решений в сельское и лесное хозяйства, отметил он. По словам главы российского правительства, страна использует и природные возможности, поскольку в ней расположена пятая часть глобальных лесных ресурсов, а объем поглощений превышает один млрд т/год CO2-эквивалента. Мишустин также говорил о разработке в России собственных технологий и наращивании производственных мощностей для декарбонизации отраслей экономики.

На прошедшем COP29 российская делегация оказалась одной из самых представительных – около 900 человек. На площадке конференции функционировал российский павильон, где официальные лица, представители бизнеса и эксперты в области устойчивого развития обсуждали с партнерами по БРИКС и странами Глобального Юга совместные проекты по сокращению выбросов парниковых газов, перспективные технологические разработки и потенциальные кросс-функциональные международные инициативы для решения задач в области климата и экологии.

Климатические риски оцифруют

Проведение саммита ООН неразрывно связано с обсуждением его главной темы – борьбы с изменениями климата. В этом году один из ключевых вопросов – как изменения климата влияют на различные аспекты экономики и какие превентивные меры необходимо внедрить. В первую очередь речь шла об оценке климатических рисков и цифровых инструментах, позволяющих проводить мониторинг природных риск-событий и управление превентивными мерами.

Так, только в России ежегодно происходит до 1000 опасных климатических явлений в год. По оценкам «Сбера», за последние 60 лет пожары стали происходить в 6,5 раза чаще, волны жары и холода – в 10 раз, наводнения – в 12 раз. Накопленный ущерб экономики России с нынешнего года, по оценке экспертов банка, только из-за климатических рисков может достичь 12 трлн руб. к 2030 г.

«Один из главных рисков сегодня – это учащающиеся стихийные бедствия из-за климатических изменений и, как следствие, растущий ущерб. В «Сбере» мы уже внедрили в бизнес–модель оценку климатических рисков как собственных, так и клиентов», – рассказала старший вице-президент по ESG Сбербанка Татьяна Липская на главной сессии российской делегации в рамках COP29 «Вклад России в глобальную продовольственную безопасность в контексте климатической повестки и устойчивого развития».

Важно, чтобы инструменты оценки климатических рисков были интегрированы как на уровне государства, так и бизнеса, уверены в «Сбере». «Мы считаем, что использование моделей оценки климатических рисков можно синхронизировать с применением планов адаптации регионов, – заявила Липская. – Но важно сделать это не только в рамках нашей страны, но и привлекая к сотрудничеству наших ближайших соседей». По ее словам, «Сбер» готов делиться своими решениями. Одно из них – модель, разработанная Лабораторией искусственного интеллекта банка для детекции тайфунов, отслеживания траектории их движения, мощности и других характеристик.

Зеленые технологии для планеты и общества

Теме развития цифровых решений для задач в области климата и экологии посвятили и одну из сессий российского павильона. Развитие зеленых технологий в России сегодня – от производства критически важных минералов до разработки и внедрения инновационных решений в производстве, энергетике, биотехе – одно из приоритетных направлений в работе крупнейшего бизнеса. Кроме того, зеленые технологии – это не только конкурентное преимущество бизнеса, но и эффективный инструмент адаптации к последствиям изменения климата.

Пресс-служба Сбера
/Пресс-служба Сбера

По оценкам ООН, инвестиции в адаптацию в объеме $1,8 трлн до 2030 г. могут принести более $7,1 трлн в виде чистой выгоды. Адаптироваться дешевле, чем устранять полученный ущерб, уверена Липская.

Драйвером развития рынка зеленых технологий выступают передовые цифровые решения – Big Data, машинное обучение, интернет вещей, искусственный интеллект (ИИ) и другие. Как сообщила Липская, «Сбер» планирует создать в 2025 г. Лабораторию зеленых технологий. Главный фокус ее работы будет сосредоточен на применении ИИ-технологий для решения задач климата и экологии.

ИИ используется в своей работе по устойчивому развитию и крупнейшей нефтехимической компанией России – «Сибуром». В силу специфики производства «Сибур» вынужден работать в направлении снижения углеродного следа. И основным рычагом, позволяющим двигаться в этом направлении эффективно, является применение цифровых технологий. Об этом рассказал член правления – управляющий директор компании Руслан Гиззатуллин, отметив, что «Сибур» внедряет ИИ в управление производством более шести лет. «Реальные результаты его применения – снижение углеродного следа на 15%, – сообщил Гиззатуллин. – Накопленный экономический эффект – более 45 млрд руб.».

За последние годы произошел взрывной рост мирового рынка зеленых технологий, который увеличивается ежегодно на 30%, и ожидается, что к 2030 г. его объем достигнет $10–13 трлн. Одним из важных результатов СOP прошлого года стала договоренность утроить к 2030 г. глобальные мощности возобновляемых источников энергии, напомнила Липская. По ее мнению, эта возможность во многом зависит от доступности критически важных минералов для энергоперехода.

Производителем и поставщиком широкой линейки цветных и драгоценных металлов, необходимых для безуглеродной экономики, в частности палладия, является «Норникель», рассказал руководитель Центра палладиевых технологий компании Дмитрий Изотов. Палладий имеет большой потенциал по повышению эффективности широкого спектра отраслей как альтернативной энергетики, так и высоких технологий, пояснил эксперт. Центр палладиевых технологий занимается разработкой, внедрением, испытаниями, реализациями и выводом на рынок новых эффективных содержащих палладий материалов.

«Наш план к 2030 г. – 100 новых технологий и материалов. Сейчас в портфеле 25 проектов», – сообщил Изотов.

«Умные» города будущего

Зеленые технологии играют особую роль и в развитии городов. Сегодня в городах проживает около 56% населения земли – это порядка 4,4 млрд человек. Крупные города потребляют большую часть мировых энергетических ресурсов, и на них приходится 70% эмиссии парниковых газов, рассказала Липская. Большое скопление инфраструктурных объектов и людей в одной локации увеличивает их уязвимость, при этом более 80% городов по всему миру уже сталкиваются с опасными климатическими явлениями, отметила эксперт.

На сессии, посвященной умным городам, эксперты пытались найти решение одной из наиболее актуальных задач человечества – поиск баланса между комфортом людей и снижением нагрузки на экосистему.

Пресс-служба Сбера
/Пресс-служба Сбера

«Без системных решений, направленных на улучшение энергоэффективности, сокращение выбросов парниковых газов, управление отходами, мы не сможем гармонично продолжать развивать мегаполисы и большие городские системы, – сказала Липская. – Для решения этих задач необходимо разрабатывать новые комплексные стратегии и применять современные технологические решения».

Так, по инициативе «Сбера» строится новый жилой и деловой район на западе Москвы «Сберсити», в котором создается инновационная городская среда по международным стандартам зеленого проектирования. Предполагаемое население – 65 000 человек, а еще 70 000 будут ежедневно приезжать в «Сберсити» на работу. Территория будущего города – 461 га.

В реализации современных решений для устойчивого развития городов важен и международный опыт. Для создания комфортной городской среды и соответствия требованиям по низким выбросам углерода по всему миру применяются возобновляемые источники энергии, зеленые и смарт-технологии. Согласно IMD Smart City Index, в топ–10 умных городов мира (без учета РФ) вошли Цюрих, Осло, Канберра, Женева, Сингапур, Копенгаген. Координатор по технологиям умного города муниципалитета Стамбула Мехмет Эрдем Самут рассказал, что в городе создана единая информационная платформа, позволяющая управлять территорией площадью более 5000 кв. км. В частности, цифровая инфраструктура Стамбула помогает предсказывать тенденции уличного движения на четыре дня вперед и сокращать количество возникающих пробок. Также власти рассчитали, что установка солнечных панелей на крышах потенциально позволит обеспечить 45% потребностей страны в электроэнергии.

В мире умные города чаще всего создаются с нуля по инициативе государства или крупных корпораций, рассказал генеральный директор «СЗ «Рублево–Архангельское» (компания-застройщик, входит в группу «Сбер». – «Ведомости. Капитал») Андрей Лихачев. Но есть и другие примеры, отметил он, когда трансформируются уже существующие населенные пункты, которым, может быть, уже сотни или тысячи лет. По мнению Лихачева, порой проще создать город с нуля, протестировать и только потом распространять новые технологии в существующих городах. При этом важны именно те решения, которые улучшают качество жизни.