Бизнес и культура: создавая ориентиры вместе
На форуме в Главном штабе Эрмитажа предприниматели, представители культуры и власти обсудили важность сотрудничества«Культурный код предпринимателя определяет то, как он ведет свое дело, отражается в организации производства так, что бизнес звучит словно музыка. Успех стройной композиции вносит вклад в экономический рост. Порой культура сама становится бизнесом, а спрос на креативный продукт неумолимо растет». Такими словами сопровождалась на Форуме объединенных культур традиционная уже дискуссия ВЭБ.РФ «Всё дело в культуре», прошедшая 12 сентября.
Конкурентное преимущество у того российского бизнеса, который опирается в своем деле на традиционные культурные ценности. Этот тезис высказал председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. В Главном штабе Эрмитажа представители бизнеса, креативных индустрий и государственной власти поделились своим видением того, как сегодня складываются отношения этих двух сфер и каким образом они могут поддержать друг друга, чтобы развивать инновационную экономику.
«Мы должны построить мосты для того, чтобы наше лучшее было впитано мировыми культурами»
Сессию предварило высказывание президента РФ Владимира Путина на пленарной сессии Восточного экономического форума: «Я глубоко убежден, что предпринимательская деятельность – это прежде всего созидание. Если мы будем вот так к этому относиться, к этому процессу, мы, безусловно, достигнем всех целей, которые мы перед собой ставим и добьемся решения тех задач, которые перед нами стоят».
В развитие мысли о союзе бизнеса и культуры Шувалов отметил, что сейчас без восприятия всего традиционного невозможно построить современную экономику, и уже не только культура нуждается в поддержке бизнеса, но и у самого бизнеса есть потребность в культуре.
Отвечая на вопрос, что первостепеннее – культура или деньги, основатель бренда «Крестецкая строчка» Антон Георгиев отметил, что для его бизнеса заработок важен, но ключевое в этом деле не то, как быстро и много зарабатывает компания, а то, что делает для культуры страны. Народный и художественный промысел – культурный код России и его надо развивать, считает Георгиев. Но для развития также необходимо изучать опыт успешных компаний – и зарубежных и отечественных брендов. «Неважно, что мы занимаемся ручным трудом, мы должны иметь современную подачу, и только так можно расти», – заявил он.
Шувалов добавил, что Россия хоть и подчеркивает культурный суверенитет, это не должно означать изоляции: «Мы должны защищать свое, но и впитывать все самое лучшее. И построить мосты для того, чтобы наше лучшее было впитано мировыми культурами». Шувалов выразил надежду на то, что в ближайшие годы на международном рынке люди будут понимать, что такое культура российского предпринимателя, так же как немецкого или японского.
«Посмотрите сегодня на любой успешный, инновационный бизнес. Можно туда привлечь молодых талантливых людей “с тремя полушариями”, если у тебя низкая бизнес-культура? Если у тебя ценности, фокусированные только на прибыль? Это поколение живет уже другими ценностями. Для них как раз важно, чтобы каждый прожитый и вложенный в компанию день, приносил не только материальный результат, но и результат в виде развития отрасли и страны, в том числе в виде культурных ценностей», – заявил на сессии д. т. н., исполнительный директор КСЛ, основатель музейного центра «Городок художников» Василий Дёмин.
Именно из-за важности следования культурному коду стратегией частного образовательного проекта в области искусства Masters является поддержка и работа с теми компаниями, которые настроены на то, чтобы взаимодействовать с историческим контекстом, заявила в ходе дискуссии основатель школы Полина Бондарева. «Для нас это гораздо более интересно, чем просто создавать какие-то модные коллаборации. Сейчас мы работаем с “Левашовским хлебозаводом”, разрабатываем концепцию для девелопера в Москве и воссоздаем “Старый кинотеатр”, тоже как общественное пространство», – отметила Бондарева.
Школа делает образовательные программы для Русского музея, для Манежа, для сотрудников ярмарок современного искусства, но к ней также обращаются крупные компании – от «Газпрома» до «Яндекса» и VK. «Только так возможна работа с культурным контекстом – через образовательные программы, которые будут давать сотрудникам и людям, которые транслируют культуру в своих проектах, возможность рассказывать об этом», – считает Бондарева.
«У нас один культурный код»
Важный аспект значимости бизнеса для культуры подчеркнул сербско-российский актер и продюсер Милош Бикович. «У нас один культурный код. Это обусловлено происхождением, общей историей и общими ценностями. Я думаю, что наступает новая эра, когда предприниматели заходят в самую высшую статусную сферу и начинают жить для других. Не полностью еще живут интересами других, но определенную долю своего времени, своих умений и прибыли откладывают на то, чтобы жизнь у тех, кто их окружает, стала лучше», – считает он.
В ходе сессии не раз звучала мысль о необходимости поддержки культуры со стороны крупного бизнеса. Так, в сохранении исторической памяти Петербурга трудно переоценить роль «Газпрома». «Перечисляя проекты, которые мы реализуем в Петербурге, наверное, не хватит времени для того, чтобы их просто перечислить. И я, пожалуй, остановлюсь на нескольких, о которых важно сказать именно в этом году. Например, завершение 17-летней реставрации Китайского дворца в Ораниенбауме и продолжение проекта анонсированной реконструкции катальной горки. В Екатерининском дворце Царского села завершается пятилетняя программа реставрации Зубовского флигеля. Это пространства, которые не были воссозданы после утрат Великой Отечественной войны, и сейчас они воссоздаются», – сказала руководитель фонда «Газпром культурные инициативы» Елена Давыдова.
Но работа «Газпрома» в этом направлении запускает параллельно другие проекты – от воссоздания реставрационных технологий и популяризации «хрупкой» профессии реставратора, до поддержки креативных индустрий и создания новых туристических направлений, резюмировала Давыдова.
Культурным хабом всей страны является Москва, сказал Шувалов: здесь создается множество самых разных проектов, которые влияют на культурную жизнь не только внутри России, но и за рубежом. Поэтому на город возложена серьезная ответственность.
На прошлой неделе президент России открыл первую очередь кинокластера «Москино», кинопарк натуральных декораций, где уже сегодня снимаются десятки фильмов, которые выходят на экранах, напомнил член правительства Москвы, руководитель департамента культуры Алексей Фурсин. «Это дает возможность фактически сохранить экономику, которая вчера выезжала в другие страны, фильмы снимались в других странах. То есть мы фактически вывозили за рубеж то, что может быть сохранено в Москве, в России, как с точки зрения талантов, так и с точки зрения денег. Мы сейчас создаем кластер для геймеров, потому что понимаем, что за два года мы частично потеряли эту индустрию, поэтому нам сейчас важно сконцентрировать их в России, и это делает не только Москва, но и другие регионы», – отметил он.
В правительстве Москвы уже все понимают, что без культурной основы и ее развития никакой инновационной экономики построить нельзя. «Я думаю, что сейчас, когда мы с вами развивали бизнес и инновации, мы всегда говорили, что это синергия двух сфер. Сегодня инновация без креатива, культуры и творчества не может быть конкурентоспособна не только на локальном рынке, но особенно на международном», – подытожил Фурсин.
Дух предпринимательства за последние 10 лет изменился, и бизнесмены сегодняшнего дня – это не предприниматели начала 1990-х, заявил по итогам сессии Шувалов. Сегодняшний бизнес заботится о преобразовании мира вокруг городов, где они живут, вокруг себя, о семьях, которые у них работают – это сегодня совершенно другая ценность. И на сессии все подтвердили, что современная инновационная экономика будет конкурентна, если, с одной стороны, способна продавать продукцию и услуги на международных рынках, а, с другой – базироваться на традиционных культурных российских ценностях.
В день дискуссии участники слушали представителей малых компаний, которые занимаются частным обучением, ставят бизнес-план работать без убытков, но нести какое-то новое знание и продвигать его через обучающие программы. Также такие программы продвигают крупнейшие компании – «Газпром», «Сибур», «Металлоинвест», которые имеют большие бюджеты для поддержки культуры, отметил Шувалов. «Но и их влияние на своих партнеров и на большое количество людей и семьи, которые проживают в городах, где они основывают свою активность, это все как раз залог того, что завтра экономика будет сильнее, разнообразнее и основательнее», – резюмировал глава ВЭБ.РФ.