Продуктовая франшиза как цифровой сервис
Как федеральные сети взаимодействуют с партнерамиРоссийский франчайзинговый рынок в 2024 г. вырастет на 8–13%, прогнозирует руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская. В 2023 г. он составил 3,18 трлн руб. Модель позволяет инвестору быстро стартовать и скорее выйти на окупаемость, а внедрение цифровых сервисов упрощает операционные процессы.
В условиях высокой ключевой ставки – в конце июля ЦБ поднял ее с 16 до 18% – франшизы становятся альтернативой инвестиционным инструментам, набирая все большую популярность как среди начинающих, так и среди опытных предпринимателей. Модель позволяет инвестору быстро стартовать, сэкономить ресурсы и скорее выйти на окупаемость, а внедрение цифровых сервисов существенно упрощает операционные процессы.
Франшиза как инвестиция
В последние годы спрос на франшизы стабильно растет. Так, в 2023 г. он увеличился на 14,5% к предыдущему году, достигнув 3,18 трлн руб. По данным Роспатента, с 2019 г. число партнерских соглашений с брендами выросло в 1,5 раза.
Динамика рынка в 2024 г. будет зависеть от экономической ситуации и уровня ключевой ставки ЦБ, говорит Рождественская. При высокой ставке темпы развития будут ниже, так как в этой ситуации инвестиции окажутся менее привлекательными, чем вклады (пассивный доход).
Покупка франшизы – это хороший инструмент для инвестирования, полагает Рождественская. Среди наиболее востребованных у франчайзи – проекты в детском образовании, медицинские центры, а также фастфуд и продукты питания. Продуктовая франшиза держится в топе давно, ведь продукты – это базовая потребность населения, отмечает эксперт. К тому же рынок FMCG растет в среднем на 15% в год в течение последних 10 лет. Лидирующие позиции занимает формат «магазин у дома». Его доля на рынке превышает 30%, а рост составляет 6% в год. Для сравнения: доля специализированных продуктовых магазинов составляет около 11%, а жестких дискаунтеров – примерно 12%.
По словам Рождественской, привлекательнее выглядят франшизы, которые дают предпринимателям более широкую поддержку. В пример она приводит торговую сеть «Пятерочка», которая работает по модели обратного франчайзинга. Формат предлагает полностью готовое решение для открытия бизнеса: франчайзи покупает право работать под торговой маркой сети, а франчайзер осуществляет все управленческие функции по товарообороту, ценообразованию, логистике и маркетингу. Он также помогает с подбором персонала и его обучением, оказывает помощь в решении юридических и финансовых вопросов. Такая модель позволяет инвестировать предпринимателям даже без опыта работы в ритейле.
Поддержка в цифре
Рынок цифровой трансформации мировой розничной торговли набирает обороты. По прогнозу Mordor Intelligence, к 2029 г. он достигнет $2,05 трлн против $0,85 трлн в 2024 г. Среднегодовые темпы роста составят 19,30%.
Россия – в мировом тренде. В 2023 г. компании вложили в российские IT-решения более 300 млрд руб., отмечало правительство. По данным Минцифры, на ритейл пришлось 9,2% затрат. Эта отрасль находится в топе самых цифровых в российской экономики, подсчитал интегратор «Т1 консалтинг». Кроме того, ритейл – один из лидеров в России по уровню использования искусственного интеллекта, по данным АНО «Цифровая экономика». Этот инструмент используется для прогнозной аналитики, персонификации услуг и сервисов, автоматизации рутинной работы на складах и в магазинах самообслуживания, например, при помощи чат-ботов, которые обрабатывают до 150 000 запросов ежемесячно, в то время как сотрудник – 500–1000 обращений, подсчитали в компании Navicon.
Развитие цифровых технологий создает новые возможности для ритейлеров, поставщиков и покупателей. Они помогают оптимизировать операции, улучшать клиентский опыт и увеличивать конкурентные преимущества. Например, электронные торговые платформы дают ритейлерам возможность быстро находить и приобретать товары у поставщиков. Электронный обмен данными (EDI-технологии) минимизирует ошибки и ускоряет административные процессы, а электронная цифровая подпись (ЭЦП) упрощает процесс заключения и пролонгации договоров с поставщиками.
Самостоятельно разрабатывать IT-инфраструктуру долго и дорого. Разработка индивидуального программного обеспечения с нуля – от постановки задачи до интеграции с существующими системами и миграции данных – стоит от 5 млн руб., пишет «Корус консалтинг».
Партнер у дома
Модель обратного франчайзинга на российском рынке предлагают несколько игроков. «Пятерочка» развивает обратную франшизу с 2010-х гг. Позднее они появились у сети МТС, ресторанов «Море суши», аптек А5, говорится на портале businessmens.ru. Однако, по его данным, пока таких предложений меньше, чем предложений прямой франшизы.
«Пятерочка», активно развивающая направление франчайзинга, дает партнерам доступ к собственным цифровым платформам. Как отмечает директор департамента франчайзинга «Пятерочки» Михаил Кольцов, торговая сеть предоставляет франчайзи доступ к онлайн-офису, в котором можно отслеживать работу собственного магазина. В личном кабинете партнер видит статус выполнения плана по товарообороту за месяц, операционные расходы, прогнозируемую прибыль за месяц, а также индекс лояльности клиентов, средний чек и другую отчетность. Помимо этого доступен заказ услуг у головной компании и отслеживание статуса их предоставления. При возникновении любых вопросов франчайзи может написать в службу поддержки или воспользоваться чат-ботом.
Развитие онлайн-офиса – это часть поддержки, которую компания оказывает в рамках модели обратного франчайзинга. По словам Кольцова, у торговой сети есть автоматизированная система подбора и оценки локаций, с помощью которой эксперты компании помогут заранее спрогнозировать товарооборот в конкретной точке, ведь важным условием прибыльности магазина является локация с хорошим трафиком. Удачным может оказаться расположение не только в крупных мегаполисах, но и в небольших городах и поселениях или туристических локациях.
Франчайзи не нужно платить роялти, он осуществляет первоначальные инвестиции в помещение и оборудование, а после занимается операционным управлением магазином.
По оценке franshiza.ru, за 2023 г. доля предпринимателей, готовых инвестировать в приобретение франшизы более 10 млн руб., выросла с 5 до 7% по сравнению с 2022 г.
По данным торговой сети, инвестиции в открытие одного магазина составляют около 20 млн руб. Из них 7–8 млн руб. идет на ремонтно-строительные работы, 11 млн руб. – на закупку оборудования и 500 000 руб. – паушальный взнос. После открытия магазина партнер ежемесячно получает агентское вознаграждение – долю от выручки магазина в размере от 20–22%. Срок окупаемости составляет не более 36–42 месяцев, т. е. рентабельность инвестиций может составлять 33% годовых.
Модель обратного франчайзинга и диджитализация сервисов для партнеров делают покупку франшизы «Пятерочки» подходящим вариантом не только для опытных инвесторов и серийных предпринимателей, но и для новичков, отмечает ритейлер. По его данным, более 50% франчайзи открывают сразу несколько точек, что подтверждает эффективность бизнес-модели.