Продуктовый ритейл идет на восток
Как лидеры рынка расширяются, выходя в новые для себя регионы, сотрудничают с местными поставщиками и ищут сотрудниковРынок продуктового ритейла уверенно растет. Федеральные сети идут в регионы, открывают новые магазины, пункты сбора заказов и активно сотрудничают с местными производителями. «Ведомости. Капитал» разобрался, как развивается ритейл и с какими вызовами сталкивается.
Уверенный рост
За 2023 г. оборот розничной торговли в стране превысил 46 трлн руб., увеличившись на 8% по сравнению с 2022 г., отмечал в декабрьском интервью на тот момент глава Минпромторга Денис Мантуров. Доля продуктового ритейла в общем объеме составила 49% – 22,7 трлн руб. Из них 9,1 трлн руб. пришлось на десять крупнейших сетей продуктов питания и товаров повседневного спроса. В частности, выручка «ВкусВилла» выросла на 26,9%, X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик» и др.) – на 20,6%, а «Магнита» – на 9%, зафиксировали аналитики Infoline.
Обороты наращивают и онлайн-, и офлайн-продажи, но первый сегмент развивается более уверенно. Только за 2023 г. рынок доставки продуктов увеличился на 47%. Активный рост подтверждают и крупные торговые сети. «За последний год мы доставили почти 107 млн заказов, увеличив долю e-com сегмента до 50%», – говорит лидер по онлайн-маркетингу «ВкусВилла» Анна Платова. Коммерческий директор Х5 Digital Евгений Чечеткин утверждает, что выручка подразделения в сегменте электронной торговли выросла на 75%.
Региональная экспансия
По данным исследования NielsenIQ, в регионах динамика продаж FMCG-продукции значительно опережает столичные темпы. За первую половину 2023 г. в Сибири и на Дальнем Востоке продажи товаров повседневного спроса увеличились почти на 16%, в то время как в Центральной России этот показатель вырос всего на 7%.
«У регионов куда больший потенциал для развития онлайн-продаж. По нашим данным мы видим, что 45% людей за пределами столиц не пользовались доставкой в первом квартале 2024-го. Но количество поисковых запросов с этим словом в регионах стабильно растет: только за 2023 год оно увеличилось на 11%. Для сравнения: в центральном регионе прирост составил всего 5-6%», – делится индустриальный лид категории FoodRetail в «Яндексе» Виктория Лузгина.
Иногда путь к региональной экспансии лежит через сделки слияния и поглощения. Например, в 2023 г. X5 Group приобрела две сети – саратовскую «Гроздь» и хабаровскую «Амба». «Магнит» в том же году стал владельцем 33% дальневосточного ритейлера «Самбери» и 100% маркетплейса KazanExpress (теперь это «Магнит Маркет»). «Лента» купила сеть магазинов у дома «Монетка», работающую преимущественно на Урале и в Западной Сибири.
В поиске лучших кадров
Развитие бизнеса неразрывно связано с кадровым вопросом. Продуктовый ритейл – в числе тех отраслей, где проблема с подбором массового персонала стоит особенно остро. Специалисты Института экономики РАН фиксируют дефицит курьеров, продавцов, грузчиков, работников склада, сборщиков онлайн-заказов, водителей, операторов колл-центра, системных администраторов. Чтобы сохранить уровень сервиса и скорость доставки, сети активно инвестируют в привлечение новых сотрудников. По данным «Яндекса», за последний год расходы компаний на рекламу, связанную с наймом, выросли в пять раз.
Как заявил в сентябре министр труда и социальной защиты Антон Котяков, спрос на рабочую силу будет расти вплоть до 2030 г. К этому времени объем рынка продуктового ритейла может достичь 29,5 трлн руб., ожидают в Infoline.
Местный колорит
Для федеральных сетей выход в новые города – это не только открытие новых магазинов, но и драйвер развития локальных производств. Выбирая товары более высокого качества, потребители предпочитают покупать продукцию с небольшим сроком хранения. Согласно исследованию «Яндекса», в 2023 г. 39% поисковых запросов о продуктах питания касались овощей, фруктов, грибов, ягод, молочной и мясной гастрономии. Обеспечить быструю доставку скоропортящихся товаров помогает работа с местными производителями. Например, «ВкусВилл» развивает проект «Региональные полки», основная задача которого – расширение базы местных производителей для прямых поставок в торговые точки. Помимо работы с локальными поставщиками, при выходе в новые города ритейлер активно исследует предпочтения покупателей: для этого в каждый новый город «ВкусВилл» выходит с максимально широким ассортиментом и первые две недели внимательно анализирует, какие товары пользуются большим спросом.
Как отмечает Чечеткин, зачастую в новых регионах, где появляются магазины X5 Group, высокий спрос отмечается на те продукты, которые ранее было сложно купить, – веганский или безлактозный ассортимент, экзотические фрукты. Яркий пример – манго и папайя в продуктовой линейке «Перекрестка». По словам эксперта, в регионах, где открылись новые магазины, эти товары покупают гораздо чаще, чем в Москве.
На разных территориях отличается не только продуктовая корзина, но и сам подход к покупкам, добавляет Лузгина. По данным «Яндекса», в столице доставка в течение 30 минут нужна 43% потребителей, 42% москвичей в принципе не готовы подстраиваться под курьера, и именно долгое ожидание заказа становится стоп-фактором для многих пользователей. Что касается регионов, то там у жителей чаще возникают опасения по поводу качества товаров и безопасности онлайн-оплаты.
Бороться с предрассудками о доставке, обеспечивать высокие стандарты продукции и привлекать не только новых клиентов, но и сотрудников – важнейшие задачи, которые сейчас стоят перед федеральными сетями. Несмотря на вызовы, ритейлеры продолжат развивать бизнес в регионах России. Эксперты отмечают: это один из приоритетов на ближайшее время.