Организации развития вложатся в технологичность

Только инвестиции в венчурные проекты в 2025–2030 годах составят порядка 50 млрд рублей
iStock

В условиях санкционного давления ведущую роль при достижении технологического лидерства будут играть институты развития. Только на венчурные проекты запланировано порядка 50 млрд руб. инвестиций в 2025-2030 гг.

После вступления в должность президента РФ 7 мая 2024 г. Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития России до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. Одной из приоритетных задач указа является технологическое лидерство страны.

Для его достижения необходимо к 2030 г. нарастить валовую добавленную стоимость (ВДС) и индекс производства в обрабатывающей промышленности не менее чем на 40% по сравнению с 2022 г., а также увеличить внутренние затраты на исследования и разработки не менее чем до 2% ВВП, в том числе за счет роста инвестиций частного бизнеса не менее чем вдвое, говорится в документе.

Также в рамках национальной цели «Технологическое лидерство» Россия к 2030 г. должна входить в топ-10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок. Доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления должна вырасти в 1,5 раза к уровню 2023 г., а выручка малых технологических компаний – не менее чем в 7 раз.

Во многих странах мира ведущую роль в финансировании технологических программ играет государство. Так, США, Китай и страны Европы вкладывают от 1 до 3% своего ВВП в развитие технологий и обеспечение технологической независимости, говорит технический директор «Яков и партнеры Digital» Федор Чемашкин. В России, по его словам, наблюдается схожая ситуация. На 12 нацпроектов будет направлено 3 трлн руб., из которых 55% выделит государство, отмечает он.

Развитие технологий через институты

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин считает, что для успешного выполнения указанных целей важно привлекать институты развития. По его словам, это в первую очередь связано с текущей оторванностью России от западных рынков капитала и отсутствием стремлений у инвесторов из дружественных стран заместить ушедших игроков из-за высоких санкционных рисков. В результате выполнение поставленных задач возможно только при предоставлении дешевого финансирования на длительный срок, что можно сделать лишь через институты развития, считает эксперт.

На первом этапе до 80% инвестиций будут государственными или связанными непосредственно с государственными компаниями, полагает Гришунин. Частный бизнес при ключевой ставке выше 8% вряд ли будет готов активно вкладываться в проекты технологического развития, отмечает он. Но ближе к 2030 г. доля частных и государственных инвестиций может достигнуть соотношения 50% на 50%, допускает он.

Организации развития будут играть одну из ключевых ролей для решения поставленных задач, согласен Чемашкин, так как это специализированные организации, деятельность которых направлена на стимулирование и экономически эффективное внедрение инноваций и создание условий для компаний, включая выделение финансирования. Их задача – создавать инновационную экосистему в стране, помогать в коммерциализации и грамотно распределять выделяемые государством средства на развитие технологий, отмечает эксперт.

Одним из ключевых игроков среди институтов развития является госкорпорация ВЭБ.РФ. ВЭБ.РФ оказывает финансовую и гарантийную поддержку отдельным организациям развития и следит за исполнением ими своих обязательств. В 2021–2024 гг. ВЭБ.РФ инвестировала в технологические проекты 500 млрд руб.

По словам Чемашкина, ВЭБ.РФ и курируемые ею структуры могут активно способствовать реализации нового майского указа за счет комплексной поддержки инноваций: от подготовки кадров и проведения первичных исследований до коммерциализации и масштабирования технологий для их дальнейшей промышленной эксплуатации. Отдельно он отмечает предоставляемые ВЭБом и его структурами возможности для международного сотрудничества, особенно с участием стран БРИКС, которые «открывают новые горизонты для инновационных компаний через создание международных партнерств и экспортных программ».

Какие крупные организации входят в периметр координации ВЭБ.РФ

Корпорация МСП;

Российский экспортный центр (и его дочерние общества);

Фонд развития промышленности;

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

Российский фонд развития информационных технологий;

Фонд содействия инновациям;

Фонд «Сколково»;

«Сколтех».

В новой стратегии развития самой ВЭБ.РФ (организация сформулировала новые корпоративные задачи под новый экономический цикл) поддержка технологических проектов выведена в отдельное одноименное направление. В 2025–2030 гг. госкорпорация запланировала более 50 млрд руб. венчурных инвестиций в рамках программы «Инвестирование в технологических лидеров» совместно с SK Capital. Также разработаны две отраслевые технологические карты для поддержки технологических проектов страны, а на базе фонда «Сколково» совместно с другими институтами развития запущена программа «Инженерная элита». Экс-глава «Сколково» Игорь Дроздов, недавно перешедший на позицию зампреда ВЭБ.РФ, на новом посту намерен добиваться углубления уровня взаимодействия между структурами группы. В приоритете – комбинирование усилий компаний госкорпорации и совместное создание новых финансовых инструментов, которые в перспективе обеспечат рост экономики страны. По его оценке, это сделает работу ВЭБа эффективнее и позволит быстрее налаживать контакт между крупными заказчиками и исполнителями.

«За счет крупных проектов, которые кредитует ВЭБ.РФ, будет формироваться спрос на решения и технологии, поддержанные институтами развития. Малые и средние технологические компании, которые находятся в орбите институтов развития, можно будет использовать в качестве поставщиков для крупных проектов», – отмечает Дроздов.

Стимулирование инвестиций и венчурный капитал

Для достижения технологического лидерства важно поддерживать наукоемкие отрасли и научные исследования, говорит гендиректор IT-компании «РДТех» Светлана Иванова. «К сожалению, множество молодых талантливых россиян не видят сегодня возможности реализации своих идей и амбиций в России. Роль организаций развития состоит в том, чтобы создать и постоянно совершенствовать систему отбора и поддержки научных разработок в области перспективных технологий, обеспечить программы поддержки молодых ученых», – считает она.

По словам Ивановой, несмотря на усилия государства, все еще существует ряд серьезных вызовов для талантливых специалистов, в числе которых высокая бюрократизация, отсутствие необходимого оборудования и материалов, ограничения в использовании банковского кредитования и высокие налоги.

Именно организации развития могут стать точкой притяжения талантливых и перспективных специалистов, способных создавать новые технологические направления и внедрять инновационные решения, считает вице-президент Сколковского института науки и технологий («Сколтех») по технологическим партнерствам Шамхал Джабраилов.

«Например, «Сколтеху» при широкой поддержке государства и индустрии удалось реализовать амбициозный проект в области создания технологий связи поколения 4G/5G», – говорит он. Сейчас в разработке института находятся другие амбициозные задачи в области новых материалов для энергетики, искусственного интеллекта, беспилотных технологий и экономики данных.

По мнению Чемашкина, инвесторам, в том числе организациям развития, стоит сфокусироваться на вложениях в создание технопарков и научных центров, инкубаторов и акселераторов для подготовки специалистов с нужными навыками и компетенциями. При этом некоторые образовательные программы стоит пересматривать каждый год, чтобы не отставать от лучших наработок, считает он.

Частью стратегии роста могут стать венчурные инвестиции. Они, с одной стороны, могут поддерживать направления, в которых уже есть лидерские позиции, с другой – развивать те, в которых есть отставание, говорит Чемашкин. Ключевой задачей для государства при вложении денег в венчурные проекты является эффективное распределение средств, подчеркивает он.

На этом этапе активнее должны подключаться организации развития, которые способны контролировать и отслеживать эффективность использования государственных средств и инструментов поддержки, считает директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов. У них больше компетенций и возможностей для этого по сравнению с чиновниками. Иногда, по его словам, импортозамещение может привести к поддержке неэффективных игроков и технологий, которые неконкурентоспособны на мировом уровне. Поэтому важно, чтобы бюджетное финансирование сопровождалось участием частного капитала, который способен нести соответствующие риски, замечает он.

ВЭБ.РФ также может взять на себя функции координатора венчурного капитала. В июне 2023 г. госкорпорация получила «право на риск» – возможность инвестировать государственные деньги в рисковые технологические стартапы и холдинги в рамках разработанной программы «Инвестиции в технологических лидеров». Программа предполагает внедрение портфельного подхода к оценке эффективности инвестиционной деятельности, а также установление ключевым критерием при отборе проектов математического ожидания доходности.

Сейчас венчурный рынок в России находится в «состоянии анабиоза» после «удара 2022 г.», считает Гришунин. Перед частными компаниями стоит задача обеспечить среднесрочную финансовую устойчивость и сохранить свой бизнес, а не покупать и растить стартапы, говорит он.

Поэтому, по его оценке, венчурный рынок станет источником инноваций не ранее 2026–2027 гг., когда компании полностью сформируют новую логистику и определятся с рынками продаж. Сейчас проблема технологического развития может быть решена только путем партнерства бизнеса, власти и граждан, отмечает эксперт. Задача по отбору проектов, развитию технологической инфраструктуры и реализации НИОКР должна в большей степени лечь на частный бизнес, в том числе на малый и средний, продолжает Гришунин. В то же время организациям развития следует сфокусироваться на предоставлении долгосрочного финансирования и на жестком контроле за эффективностью его использования, заключает он.