Простые инвестиции

Как IT-трансформация брокеров сделала фондовый рынок доступным для каждого
Istock

Сегодня рядовой инвестор может получить индивидуальные рекомендации по портфелю в соответствии с выбранным риск-профилем и выгодно разместить даже небольшой капитал. И все благодаря технологиям. IT-трансформация брокерских приложений, внедрение участниками рынка самых современных технологий, включая искусственный интеллект, упрощение и цифровизация всех процедур ‒ тот путь, по которому идут ведущие игроки, предлагая своим клиентам все больше новых полезных сервисов.

Эволюция брокерского обслуживания

Благодаря высокому уровню цифровизации брокерского рынка сейчас процесс купли-продажи ценных бумаг не кажется чем-то сложным и недоступным: условия обслуживания максимально демократичны, открытие счета происходит за минуты, а многочисленные подсказки в личном кабинете помогают инвестору грамотно распорядиться капиталом даже без глубоких знаний о фондовом рынке.

Но так было не всегда. «Еще 20 лет назад открытие брокерского счета занимало несколько дней, требовалось идти в офис банка с документами, там же, в офисе, нужно было получить конверт с логином и паролем для торговой системы и скретч-карту, где были заштрихованы 100 голосовых паролей для подачи голосовых поручений, ‒ рассказал в рамках Стратегической недели ВТБ руководитель департамента брокерского обслуживания банка Андрей Яцков. ‒ После того как все пароли с карты были названы, нужно было обратиться в офис для получения новой скретч-карты». В среднем, чтобы начать торговать, клиент должен был посетить офис банка минимум два раза, а для торговли через QUIK (программа для онлайн-доступа к биржевым торгам) ‒ трижды, резюмировал эксперт.

«Долгое время инвестиции на бирже как в России, так и во всем мире были уделом избранных, так как это было сложно, дорого и требовало существенных вложений, – отмечает инвестбанкир и профессор ВШЭ Евгений Коган. – Революция на рынке брокерских услуг началась с Чарльза Шваба и его компании (Charles Schwab предложила клиентам значительно меньшие комиссии за сделки на биржевом рынке, чем конкуренты, и одной из первых ориентировалась на мелких инвесторов. – "Ведомости".). Далее его дело подхватила компания Robinhood (дает возможность совершать сделки без комиссии. – "Ведомости".), инвестиции демократизировались: снижались как комиссии брокеров, так и требования к капиталу инвестора». По словам эксперта, сначала развитие интернета, а затем растущий уровень цифровизации брокерских компаний наряду с другими факторами привели к тому, что сейчас любой студент, любая домохозяйка с минимальным размером капитала могут покупать и продавать ценные бумаги.

Быстро, удобно, дистанционно

За последние годы приложения брокеров эволюционировали от простых торговых интерфейсов к полноценным цифровым финансовым помощникам клиентов, указывает директор по продажам компании Cloudfactory (разработчика мобильных приложений для брокерских компаний) Александр Лукин. «Начать инвестировать сейчас легко и просто», – отметил он. С ним согласился Яцков, подчеркнув, что сейчас открыть брокерский счет можно дистанционно, зачисление средств происходит мгновенно, от момента принятия решения до первой сделки может пройти не более трёх минут.

«Такая простота и скорость стали возможны потому, что идентификацию клиентов сейчас можно проводить полностью дистанционно, используя единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), – пояснил эксперт. – Подписание документов, по крайне мере у нас в банке, происходит также дистанционно, с помощью SMS. Зачислить деньги можно со своего счета в том же банке, где открывается брокерский счет, со счета в сторонней кредитной организации или переводом по СБП». Яцков также подчеркнул, что современные инвесторы имеют возможность покупать и продавать бумаги через мобильное приложение, личный кабинет, а также через торговую систему QUIK.

Новые фичи от брокеров

По словам Лукина, крупнейшие финансовые институты задают высокую планку насыщенности приложений так называемыми фичами (фича – функция, возможность, полезная особенность), непрерывно придумывают, разрабатывают и обогащают приложения новыми опциями. Например, это полезные сервисыобучение инвестициям прямо в приложении, подсказки и справочники по эмитентам, продолжил эксперт. Кроме того, для человека удобнее всего, когда он может просто следовать рекомендациям брокера и ребалансировать портфель одной кнопкой, когда по риск-профилю клиента система предлагает ему купить портфель ценных бумаг, а также периодически напоминает о необходимости ребалансировки, отмечает Лукин. Доцент кафедры экономики РАНХиС Олег Рябов дополнил: крайне важно, что при наличии сервиса массового инвестиционного консультирования в автоматизированном режиме брокеры сохраняют для состоятельных клиентов возможность получения индивидуальных рекомендаций от высококлассных специалистов – сотрудников брокера.

«В последнее время мы видим растущий интерес инвесторов к первичным размещениям ценных бумаг. В приложении «ВТБ Мои Инвестиции» мы создали специальную платформу, которая предоставляет доступ к участию в IPO и размещениях облигаций, в том числе аукционе ОФЗ. В IPO участвуют порядка 14% наших клиентов, совершающих сделки».

Андрей Яцков
Руководитель департамента брокерского обслуживания банка ВТБ

Еще одна фича брокерских приложений – наглядность в части удерживаемого налога. «При отзыве денег с брокерского счета клиент видит в онлайн-режиме, какой налог будет удержан (то есть предрасчет налога), что помогает ориентироваться, какую сумму человек получит в итоге», – рассказывает Яцков.

За всеми этими удобствами и простотой стоят высокие технологии. Лукин привел в пример робоэдвайзинг, позволяющий массовому клиенту предлагать индивидуальные инвестиционные советы. Так, робот-советник от «ВТБ Мои Инвестиции» учитывает риск-профиль инвестора, его цели и горизонт инвестирования. Услуга экономит силы и время, которые инвестору пришлось бы потратить на управление портфелем самостоятельно, отметил Яцков.

Повышая независимость и защищенность

События 2022 г. во многом изменили ИТ-ландшафт брокерского рынка. По словам Яцкова, импортозамещение – один из важнейших трендов последнего времени. «Переход на отечественное программное обеспечение – важный шаг на пути к достижению технологического суверенитета государства, а льготный налоговый режим способствовал более активной разработке и внедрению IT-решений участниками рынка», – указал эксперт.

Еще один важный тренд последних лет – растущая популярность веб-версий мобильных сервисов. «После удаления из AppStore привычных приложений надежный вариант сохранить функциональность брокерского мобильного приложения – перевести его в web», – обратил внимание Лукин. По его словам, web-версии у ведущих игроков рынка нисколько не уступают приложению по составу сервисов, это «такая же иконка на телефоне». И потому простому пользователю незаметны различия. По словам заместителя генерального директора «Иннотех» (холдинг Т1) Дмитрия Гредникова, при этом для брокера крайне важно обеспечить бесшовный переход для клиентов на новые подходы и технологии.

Растущие киберриски в целом для всей финансовой отрасли и брокеров, в частности, в первую очередь интернет-атаки – еще один вызов последнего времени. «Для брокеров наиболее актуальны два типа угроз. На отрасль идут мощные DDoS-атаки, в том числе на уровне приложений. Кроме того, на брокеров идут также ботовые атаки: злоумышленники пытаются подобрать логин и пароль для входа в личный кабинет», – указывает заместитель генерального директора Servicepipe Даниил Щербаков. По словам эксперта, брокеры адекватно реагируют на эти и другие вызовы, внедряя все новые решения по информационной безопасности.

Кадры решают все

Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что IT-трансформация брокерского обслуживания не была бы возможна без талантливых IT-специалистов. «Для решения поставленных задач команды разработчиков существенно расширяются, происходит перестройка самого производственного процесса», – указал Гредников. Достичь высоких результатов невозможно без талантливых кадров, дополняет Яцков, поэтому нельзя не упомянуть и высокий спрос на специалистов в IT-отрасли, и, как следствие, острую конкуренцию среди работодателей.

Другие материалы в сюжете