Бизнес и культура: в чем связь?
На форуме в Санкт-Петербурге представители бизнеса и культуры поспорили о том, чья роль ведущаяЭкономические расчеты уже недостаточны для успешности бизнеса – такой неожиданный тезис прозвучал в рамках Международного культурного форума. Его озвучил председатель ВЭБ. РФ Игорь Шувалов. Представители частного бизнеса и руководители креативных пространств обсудили изменения в культуре ведения бизнеса в России.
Тональность сессии «Деловая культура» в рамках форума «Объединяя культуры» задали еще до первых реплик участников: слушателям напомнили о выступлении Владимира Путина на прошлогоднем ПМЭФ о роли меценатов (см. – предпринимателей) в формировании культуры страны: «Наша страна обладает гигантским потенциалом, и задач, требующих приложения сил, ‒ непочатый край. Инвестируйте здесь, вкладывайте в создание новых предприятий и рабочих мест, в развитие туристической инфраструктуры, поддерживайте школы, университеты, здравоохранение и социальную сферу, культуру и спорт… Именно так высоко понимали свою миссию Бахрушины и Морозовы, Щукины и Рябушинские, Акчурины и Галеевы, Апанаевы и Мациевы, Мамонтов, Третьяков, Арсанов, Дадашев, Гаджиев… А то, что останется с будущими поколениями наследников, – доброе имя навсегда останется с ними. И это уже точно пойдёт с ними по жизни, из поколения в поколение, будет им помогать, поддерживать по жизни, делать их сильнее, чем даже деньги, которые им могут достаться в наследство, или имущество», ‒ заявил Владимир Путин в июне 2022 г.
Игорь Шувалов, модератор сессии, решил акцентировать: «Часто задают вопрос: какова основная миссия бизнеса в развитии культуры? Заработать прибыль и поделиться ею для развития национальной культуры? Мы в ВЭБе видим эту миссию иначе. Мы с вами переживаем время, когда основы инновационной экономики невозможны без интеллектуального развития, без совершенно другой основы нашего духовного состояния. Имеется в виду, конечно же, наше отношение к культуре, способность к обучению и развитию внутреннего культурного потенциала», ‒ сказал Шувалов.
Является ли данная бизнес-философия востребованной современными предпринимателями в России? В условиях пересмотра ориентиров потребителей экономисты считают, что ключевой запрос общества сегодня направлен на удовлетворение базового спроса. Впрочем, даже банковский ритейл с этим не согласен. Так, главный управляющий директор «Альфа-банка» Владимир Верхошинский отметил: «Современной России только 30 лет. В последнее время мы видим, что в бизнесе появляется культура, в том числе в малом. И банки участвуют в формировании предпринимательской культуры. И это не только альтруистическая деятельность – нам это выгодно. Чем выше культура, тем проще нам вести бизнес».
Но дело не только в потреблении: с помощью культуры бизнес обеспечивает свою долгосрочную стратегию. Яркий пример – преобразование Выксы, небольшого города в Нижегородской области, в котором благодаря современному искусству удалось не только изменить визуальный образ населенного пункта, но и обеспечить металлургическое производство молодыми кадрами, а главное, снизить их текучесть.
«В Выксе мы сначала наладили производственную культуру, за которую завод получил золотую медаль Toyota. Затем пришла идея с фестивалем «Арт-овраг», который с 2011 г. превратился в целое движение – с кластерами, библиотекой, формированием среды. Сейчас создаем «Шухов парк» по ревитализации промышленной площадки в центре города. Вовлечение жителей городов в творчество, в преобразование среды положительно влияет на культуру в целом. Эту работу мы делаем в партнерстве с муниципалитетом и регионом. В результате туристический поток в Выксу вырос в 3 раза. По опросам, 85% жителей считают свой город чистым и красивым, 62% ‒ безопасным», ‒ заявила на сессии президент ОМК Наталья Еремина.
Инвестиции в культуру интересны и тем, что могут уже в среднесрочной перспективе обеспечить возвратность вложений. Особенно в текущем геополитическом контексте, когда западный арт-рынок пересматривает свои отношения с Россией. Как заявила основатель креативного пространства «Винзавод» Софья Троценко, мультипликативные эффекты от инвестиций в креативные кластеры очевидны. «Арт-рынок стал одним из самых сформированных направлений креативной экономики, которую также называют экономикой знаний. Этот рынок влияет на туризм и развитие городских территорий. Опираясь на культуру, на инновации и творчество, креативная индустрия дает классическим секторам экономики новую жизнь», ‒ считает Троценко.
Тема экономических эффектов предпринимательства для Шувалова не нова. В своей докторской диссертации он выступал за предоставление малому и среднему бизнесу большего пространства для маневра, особенно в период перестройки экономики. В рамках дискуссии председатель ВЭБ дал к своему тезису дополнительный социальный контекст. «Бизнес питается от культуры, которая в России накапливалась веками. Идея, которую мы продвигаем, заключается в том, что современный предприниматель должен быть образован и культурно просвещен. Без этого компания рано или поздно проиграет в конкурентной борьбе», ‒ заявил Шувалов.
Позже в ходе пленарной сессии форума о теме взаимодействия культуры и бизнеса сказал президент Владимир Путин: «Созидательную роль в развитии отечественной культуры играют и предприниматели. Они занимаются сохранением культурного наследия народов России, открывают новые креативные пространства, в том числе на месте бывших промышленных зон, пополняют собрания наших музеев и библиотек ценнейшими артефактами. И делают это по велению сердца. Такая миссия заслуживает самой глубокой признательности».
Продолжая тему пятничных дискуссий, Михаил Швыдкой предложил сформировать рабочую группу из представителей бизнеса и культуры, чтобы не просто регулярно обсуждать возможные совместные проекты, но и выстроить национальную стратегию сотрудничества. Конкретные предложения могут быть озвучены уже в рамках следующего ПМЭФ.