На ВЭФ обсудили перспективы взаимодействия государства и бизнеса
Правительству и ВЭБ.РФ поручено определить правила для сделок в рамках ГЧППрезидент России Владимир Путин во время выступления на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024) 5 сентября предложил сделать ВЭБ.РФ одним из обязательных участников проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Он поручил правительству и госкорпорации определить конкретные параметры и масштабы сделок в рамках ГЧП.
Выработка единых «правил игры» в сфере ГЧП сбалансирует риски между участниками проектов, считают в ВЭБе.
По словам председателя ВЭБ.РФ Игоря Шувалова, в том числе активная работа с законодательной базой о ГЧП приведет к росту числа таких проектов. «Мы стоим на пороге совершенно новых потребностей в развитии инструментов частно-государственного партнерства. Таких форм может быть очень много. Сейчас адаптировано законодательство с тем, чтобы запустить ГЧП в промышленности, в космосе. Видим большой интерес в Совете Федерации. Мы будем обязательно полезными здесь и для правительства, и для предпринимателей», – подчеркнул он.
Модернизация мер поддержки
ВЭБ видит большой потенциал развития частно-государственных проектов в стране и готов взаимодействовать с государством и бизнесом для создания крупнейших партнерств в этой сфере.
«ГЧП – мощнейший механизм привлечения частных денег на реализацию важных для страны проектов. Но надо грамотно описать правила игры, которые удовлетворили бы и частную, и государственную стороны. Подумать о новых нормах/формах, помимо имеющихся федеральных законов о ГЧП. Создать некую таксономию, разработать стандарты подготовки, оценки, финансирования и реализации таких проектов с учетом, как сказал президент, справедливого и прозрачного распределения рисков между частной и государственной стороной», – отметил заместитель председателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун.
Сегодняшнее поручение президента – важный сигнал для стимулирования развития и применения механизмов ГЧП в России, считает главный управляющий директор ВЭБ.РФ, генеральный директор Национального центра ГЧП Андрей Самохин. «С учетом проблем и претензий, с которыми сталкивались участники рынка, ‒ это долгожданный и важный сигнал», – сказал он.
Национальный центр ГЧП планирует совместно с ВЭБом и правительством принять активное участие в разработке и внедрении единых «правил игры» в сфере ГЧП, добавил Самохин.
Решения для инвестиций
Одна из основных тем, обсуждающихся на ВЭФ в этом году, – возможности финансирования крупных инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке в условиях жесткой денежно-кредитной политики. Участники дискуссий на площадке форума сходятся в одном: высокие ставки с нами надолго, но это не причина для снижения инвестиционной активности.
«В рамках борьбы с инфляцией Центральный банк проводит работу по кредитному сжатию. Но по наиболее сложным проектам, требующим проектного финансирования, для нас не закрываются никакие возможности, проектное финансирование по нашим бизнес-планам будет предоставлено», – заявил председатель ВЭБ.РФ Шувалов.
По его словам, в стране достаточно средств для того, чтобы осуществлять такие инвестиции. Но нужно уметь с ними обращаться, в том числе привлекать в крупные проекты средства физических лиц.
В эпоху высоких ставок государство работает над тем, чтобы создать комфортные условия для инвесторов, отметили участники форума. Для этого действует ряд программ, стимулирующих инвестиции. «Фабрика проектного финансирования» позволяет привлекать финансирование по плавающей ставке с хеджем риска изменения макроэкономической ситуации для инвестора на всем горизонте финансирования проекта. ВЭБ.РФ отбирает потенциальные проекты, участвует в структурировании финансирования и выступает кредитным управляющим в рамках синдиката.
Другая возможность получения поддержки – льготное финансирование. Приоритетными для его предоставления по линии Минвостокразвития России со стороны ВЭБ.РФ являются инициативы, вошедшие в долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития городов, утвержденные правительством РФ. Как писали «Ведомости. Капитал», на Дальнем Востоке реализуются проекты, одновременно использующие различные меры поддержки.
«Ни один бизнес из тех, которые на Дальнем Востоке и в Арктике реализуют свои проекты, не нажал стоп-кран, несмотря на особенности денежно-кредитной политики, на геополитическую ситуацию и на другие вопросы», – сказал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, выступая на сессии 5 сентября. Он отметил, что в современных условиях альтернатив для инвестирования стало гораздо меньше и они практически все внутри страны. При этом Дальний Восток – главное направление по всем параметрам, потому что это «окно, открытое для нашей связи с миром».
Потенциал для бизнеса
«Дальний Восток, безусловно, на сегодня является крайне интересным в мировом масштабе направлением для инвестиций», – считает Чекунков.
Проекты, реализуемые сейчас в регионе, охватывают все основные направления его развития: промышленность, туризм, логистику, инфраструктуру для экспорта продукции, ЖКХ, городскую среду. Утверждены мастер-планы развития шести городов: Владивостока, Артема, Уссурийска, Арсеньева, Большого Камня и Находки. Обсуждается проект развития острова Большой Уссурийский. Планируется расширение порта Суходол. В туристической сфере активно развиваются новые проекты, например, на Камчатке самый крупный из них – гостиничный комплекс «Три вулкана». При этом крупные проекты делают территорию привлекательной для малого и среднего бизнеса.
Проблема демографического оттока – одна из актуальных для региона, однако, как сообщил Чекунков на презентации результатов развития Дальневосточного Федерального округа (ДФО) в рамках ВЭФ президенту Путину, в 2023 г. в Якутии, на Камчатке и на Чукотке зафиксирован рост населения.
Сделать Дальний Восток привлекательным для людей не столько задача государства, сколько выгодная цель для бизнеса. Так, говоря о перспективах предпринимательской деятельности в регионе, совладелец и президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев отметил, что основная тема, которую надо развивать, – удобное и комфортное место для жизни.
«Мы создаем условия, туда едут люди, а экономика идет уже за людьми. И вот инвестиционная привлекательность в данном случае мне представляется неким процессом просто администрирования и балансом интересов для того, чтобы тот потенциал, который есть в территории, тот потенциал, который есть в предпринимателях, он реализовывался», – пояснил он.