Государство делает ставку на развитие перспективных субъектов МСП

Развитию этого сектора экономики содействовали прежние меры поддержки

Послание президента Федеральному собранию определило направления работы Госдумы и правительства по целому ряду вопросов, среди которых – дальнейшие меры по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса в России. В 2024 г. в нынешнем своем виде завершается национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» (МСП), а значит, можно подвести промежуточные итоги адаптации МСП к серьезно изменившимся экономическим условиям.  

Что удалось сделать благодаря мерам государственной поддержки?

В первую очередь – обеспечить рост числа субъектов МСП. Согласно единому реестру субъектов МСП в России на конец 2023 г. зарегистрировано 6,3 млн представителей такого бизнеса. Это на 6% больше, чем за аналогичный период 2022 г., и на 7% больше значения 2019 г. – до пандемии. Среди зарегистрированных субъектов МСП 2,27 млн – юридические лица, 4,04 млн – индивидуальные предприниматели.

Численность россиян, занятых в малом и среднем бизнесе, а также ИП и самозанятых превысила 30 млн человек. За год их число выросло на 8,5% и составила 2/5 экономически активного населения страны. Это серьезные цифры.

Этот рост – результат системного подхода государства к поддержке МСП, в котором можно выделить несколько направлений. 

В рамках создания инвестиционного климата была модернизирована система контроля и надзорной деятельности. Количество проверок сокращено, штрафы заменены предупреждениями, снижены суммы самих штрафов, введена обязательная процедура досудебного обжалования решений, смягчение ответственности за налоговые преступления. Каждый второй предприниматель, т. е. практически 3 млн представителей МСП, минимизировали издержки при взаимодействии с государством.

Приняты системные налоговые решения. К примеру, либерализация в отношении страховых взносов позволила бизнесу сэкономить 1,3 трлн руб. с 2020 г. Ряд отраслей промышленности ввели нулевую ставку НДС. Была внедрена автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) для микробизнеса. Обеспечена доступность финансирования за счет развития льготных банковских программ и зонтичных поручительств, систематизации работы Национальной гарантийной системы. Далее ставка была сделана на таргетинг. 

В 2020 г. финансовая поддержка бизнеса составила более 800 млрд руб. В 2022 г. охват предпринимателей финансовыми инструментами вырос в 3,5 раза. На сегодня в рамках различных финансовых программ реализовано практически 6 трлн руб.

Получатели господдержки от правительства уже спустя год демонстрировали больший рост удельных показателей. По доходу – в 2 раза, по налогам – в 3 раза, по занятости – в 8 раз.

Отдельной острой проблемой в условиях экстренного импортозамещения и слома прежних логистических цепочек стало обеспечение спроса на продукцию МСП. Для ее решения были введены стимулирующие инструменты: изменились условия закупок государственными компаниями, развивается механизм выращивания поставщиков, продукция МСП продвигается на торговых площадках, маркетплейсах.

В рамках создания инфраструктуры поддержки МСП сформирована региональная сеть центров «Мой бизнес» и запущена платформа МСП, работающие как аналоги «Моих документов» и «Госуслуг», для бизнеса и тех, кто хочет заняться предпринимательской деятельностью. За три года в центры обратилось более 1,5 млн предпринимателей, а платформа МСП.РФ не только выполняет функцию предоставления сервисов для пользователей, но и меняет внутренние процессы оказания поддержки: скоринга, аналитики. Каждый третий предприниматель воспользовался онлайн- или офлайн-инфраструктурой поддержки.

Цели и задачи нового этапа развития МСП, а также направления государственной поддержки данного сектора до 2030 г. предварительно уже были озвучены представителями правительства и закреплены в послании президента.

Это изменение качественной структуры МСП, где сегодня доминируют компании, занимающиеся розничной торговлей, – их доля составляет 36%. Ставку предлагается сделать на компании, занимающиеся импортозамещением и технологиями, обрабатывающие производства, IТ, инжиниринговые центры и технологические компании, а также участников туристической отрасли. Сегодня они составляют 21% в общей структуре, при этом предприятия демонстрируют более высокую выживаемость и удельную занятость, так что даже в условиях шоков темп роста заработной платы и числа работников у них выше, чем у остальных МСП.

Самые ресурсоемкие, финансовые меры будут сконцентрированы на компаниях из приоритетных отраслей. Это программы льготного кредитования, лизинга оборудования, зонтичные поручительства, биржевые инструменты, а также готовые льготные производственные площадки, создание производственной и бизнес-инфраструктуры, стимулирование спроса на продукцию, адресное сопровождение региональных МСП-чемпионов.

Кроме того, очевидна необходимость роста и укрупнения компаний, перехода их из категорий «микро» в малый, из малого в средний бизнес и т. д. Сегодня этот процесс зачастую проходит «втемную», путем разделения бизнеса. Таким образом предприниматели пытаются минимизировать риски резкого перехода к более жесткой системе налогообложения. Эта проблема была обозначена в ходе послания президента, дано поручение проработать параметры амнистии малых и средних предприятий, осуществивших процедуру дробления, а также предусмотреть плавный переход от упрощенной к основной системе налогообложения, без резкого увеличения налогового бремени. Это, безусловно, станет большим шагом в решении задачи обеления экономики и повышения налоговых сборов.

Следующей задачей видится увеличение «продолжительности жизни» предприятий МСП – по ожиданиям правительства, до 13 лет. Сегодня она в среднем составляет девять лет, но большая доля закрывающихся ежегодно МСП приходится на предприятия в возрасте до двух лет. В качестве основных причин называются низкий уровень компетенций и ограниченный доступ к финансовой поддержке. Для ее решения предлагается ввести практику адресного сопровождения предприятий специалистами центров «Мой бизнес», создать образовательную систему повышения компетенций предпринимателей. 

Эта проблема тесно связана в целом с проблемой подготовки профессиональных кадров, востребованных приоритетными отраслями экономики, обеспечивающими в перспективе технологический суверенитет. Для ее решения президентом предложено разработать новый национальный проект «Кадры».

Очевидна необходимость интеграции обозначенных задач в обновленный системный государственный проект по поддержке МСП. Над ним теперь и предстоит совместно работать Государственной думе и правительству.