Из «Открытия» в ВТБ: как устроен перевод малого и среднего бизнеса между банками

Слияние позволило ВТБ расширить клиентскую базу и увеличить долю рынка
iStock
iStock

Большинство клиентов малого и среднего бизнеса (МСБ) «Открытия» уже перешли в ВТБ, сообщил в начале сентября представитель банка. До конца года планируется завершить перевод всех активных клиентов. Слияние позволило ВТБ расширить клиентскую базу и увеличить долю рынка, а клиентам «Открытия» – получить доступ к новым продуктам и решениям.

У банка «Открытие» на момент интеграции с ВТБ было несколько сотен тысяч клиентов ‒ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а кредитный портфель малого и среднего бизнеса составлял более 500 млрд руб. Переход клиентов в ВТБ осуществлялся через дистанционные каналы обслуживания или лично в офисе. При этом в период интеграции их обслуживание продолжалось в обычном режиме.

Для бесшовного онлайн-перехода ВТБ еще в 2023 г. запустил «Бизнес Платформу», которая доступна клиентам в интернет-банке и мобильном приложении, говорит руководитель блока МСБ банка «Открытие» Светлана Сырцова. «Бизнес Платформа» ВТБ – это цифровая экосистема, объединяющая для предпринимателей и юридических лиц более 80 продуктов и сервисов группы, в том числе 20 из них ‒ от банка «Открытие».

Клиенты «Открытия» сразу после перехода получили доступ ко всем услугам ВТБ, включая доступ к цифровой «Бизнес Платформе» и решениям для платежей и переводов, рассказывает Сырцова.

Объединение с «Открытием» позволило ВТБ увеличить долю на рынке и расширить клиентскую базу. По итогам 2023 г. клиентами ВТБ были 1,3 млн предприятий МСБ, а кредитный портфель составил 3,1 трлн руб., что на 27% выше, чем годом ранее. К концу 2026 г., согласно новой стратегии ВТБ, кредитный портфель МСБ должен вырасти минимум в 1,4 раза при росте клиентской базы в 1,5 раза.

Путь в пару кликов

Перевод клиентов из «Открытия» в ВТБ через «Бизнес Платформу» занимал несколько минут. Технически процесс выглядел так: клиентам банка «Открытие» было предложено открыть счет в ВТБ путем перехода на «Бизнес Платформу». Для этого отправлялись смс-уведомления и пуши в интернет-банке. После принятия условий обслуживания на новой платформе без посещения отделения – в онлайн-режиме – клиентам были открыты новые счета в ВТБ. Шаблоны, настройки и продукты были перенесены на новую «Бизнес Платформу» ВТБ.

Доступ к истории операций в интернет-банке и мобильном приложении «Открытия» сохранился в режиме просмотра на протяжении 180 дней с момента открытия счета в ВТБ. Клиентам, которые обслуживались в рамках пакетов расчетно-кассового обслуживания, был предложен к подключению один из пакетов услуг банка ВТБ, наиболее подходящий их бизнесу. Для клиентов, которые впервые открывали счет на новой «Бизнес Платформе», предусматривались специальные предложения. Если у юрлица уже был действующий расчетный счет в ВТБ, то открытие нового счета не требовалось.

В банке «Открытие», по собственным данным, поставили задачу сделать перевод клиентов в ВТБ незаметным. Объединенная команда на старте интеграции проанализировала бизнес-модели, клиентские сегменты и продуктовый ряд двух банков. В них были отличия, но также пересечения по продуктам, сервисам и даже клиентам: часть из них обслуживалась в обоих банках. «Вместе с ВТБ мы разработали дорожную карту интеграции, чтобы поэтапно, бесшовно и без потери ресурсов для бизнеса перевести предпринимателей и компании на обслуживание в этот банк», ‒ добавляет Сырцова.

Она признает, что условия в ВТБ привлекательнее, чем были в «Открытии». Ставки по депозитам и неснижаемым остаткам выше, есть бесплатная регистрация бизнеса через дистанционный сервис, возможность бесплатных операций по переводу средств ИП на свои счета и карты физлиц, перечисляет она. Также, по ее словам, у него есть линейка экспресс-кредитов с онлайн-оформлением и кредитные продукты с льготными условиями финансирования в рамках государственных программ поддержки. Клиенты могут оформить банковские гарантии онлайн и получить решение по ним в течение двух часов с небольшим комплектом документов.

Опыт бизнеса

Финансовый директор производственно-инжиниринговой компании НПО «РИВС» Павел Скородумов узнал о переводе на обслуживание в ВТБ на личной встрече, организованной руководством «Открытия». На ней, рассказывает он, объяснили все детали перехода, а также познакомили с представителями ВТБ.

Некоторые клиенты «Открытия» вначале восприняли новость о переводе на обслуживание в другой банк настороженно.

Производитель молочной продукции «Балтком Юни» давно сотрудничал с «Открытием» и был доволен командой, узнали «Ведомости. Капитал» из слов собственника компании Дмитрия Защитникова. «Мы привыкли к быстрому решению вопросов, и у нас были сомнения, сможет ли такой крупный банк, как ВТБ, сохранить тот же уровень оперативности и вовлеченности. Однако они быстро развеялись: сервис остался на прежнем уровне, в ряде случаев даже улучшился», ‒ отмечает он.

Как ВТБ получил «Открытие»

ВТБ стал акционером «Открытия» в конце 2022 г., купив банк у ЦБ. Регулятор получил контроль над банком в 2017 г., санировав его по новой схеме с привлечением Фонда консолидации банковского сектора. В декабре 2022 г. совет директоров Банка России принял решение о реализации 100% акций «Открытия» по их рыночной стоимости банку ВТБ. Последнему актив обошелся в 340 млрд руб., из которых 233 млрд были оплачены деньгами, еще 107 млрд руб. – облигациями федерального займа.

ВТБ, продолжает он, предложил предприятию новые продукты, которые помогли сократить расходы. Например, финансирование по программе льготного кредитования сельхозпроизводителей (ставка по ней до 5% годовых. ‒ «Ведомости. Капитал»), которое позволило снизить затраты на обслуживание кредитов вдвое. Специалисты банка все вопросы решают оперативно, говорит Защитников, в процессе перехода сложностей не возникло.

Режиссер Павел Сафронов (обслуживался в «Открытии» как ИП) рассказывает, что в «Открытии» пользовался базовыми продуктами для стандартных операций – платежей и переводов. Оформление счета в ВТБ обошлось без трудностей.

Предоставляющая складские и транспортные услуги СТА «Карго», активно пользовалась разными продуктами в «Открытии»: расчетными счетами, зарплатным проектом, кредитами на оборотные цели, говорит ее финансовый директор Виктор Карачаров. «В течение двух-трех месяцев мы перевели всех своих клиентов на новый расчетный счет, – вспоминает он. – Опасения были относительно зарплатного проекта, но в итоге мы довольно мягко перешли в ВТБ, без неудобств для сотрудников».