Для банкиров выросла ценность малого бизнеса
К появлению каких новых сервисов для МСБ это приведетКомпании среднего и малого бизнеса (СМБ) сейчас стали играть более важную роль в экономике, потому что их гибкость позволяет им быстрее адаптироваться под стремительно меняющиеся условия рынка. Об этом член правления ВТБ Руслан Еременко заявил в ходе сессии ВТБ «Время новых подходов в работе со средним и малым бизнесом» в рамках ПМЭФ–2024. На встрече представители власти и бизнеса обсудили развитие банковского сегмента СМБ. Участники дискутировали о сложностях международных расчетов и возможностях российских кредитных организаций, говорили о международной логистике и расчетах в дружественных валютах, а также особенностях развития бизнеса в регионах. Кроме того, предприниматели поведали о своих потребностях при сотрудничестве с крупнейшими банками.
Еременко рассказал о важности опыта взаимодействия для клиентов и анонсировал назначение персональных менеджеров каждому предпринимателю из малого бизнеса, как сейчас это принято для среднего бизнеса. Сейчас ВТБ работает со всеми: начиная от самозанятых и индивидуальных предпринимателей до крупных игроков среднего бизнеса. Объем кредитных сделок ВТБ за первые четыре месяца 2024 г. вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 754 млрд руб., кредитный портфель банка превысил 3,2 трлн руб. При этом 90% корпоративных клиентов блока СМБ работают на рынке не первый год, т. е. с поддержкой банка адаптировались к изменившимся условиям, остальные запустили свое дело в 2023 г.
Говоря про тенденции на рынке, Еременко подчеркнул, что создаваемые продукты и сервисы практически моментально копируются другими игроками. На первый план выходит сервисная конкуренция, т. е. восприятие клиентом банка: удобство, скорость, надежность и опыт взаимодействия. Поэтому ВТБ переходит на принципиально новую модель обслуживания малого бизнеса, теперь за каждым предпринимателем ‒ клиентом банка в сегменте СМБ закрепляется персональный менеджер, который готов оказать комплексную поддержку, подобрать индивидуальные условия по продуктам и помогать с оформлением услуг и любыми другими вопросами. Завершить внедрение новой модели обслуживания во всех регионах своего присутствия ВТБ планирует в ближайшие месяцы.
Благодаря этому в рамках трехлетней стратегии развития ВТБ планирует увеличить клиентскую базу СМБ в 1,5 раза. Наряду с широкой региональной сетью отделений по обслуживанию юрлиц и предпринимателей это станет рыночным преимуществом и позволит вывести отношения с клиентами СМБ на новый уровень, закрепить статус ВТБ как основного банка для их наибольшего числа, заявил Еременко. Основной вызов для кредитных организаций в том, что рынок среднего и малого бизнеса ограничен: количество предприятий СМБ плюс/минус одинаковое ‒ на уровне 7-7,4 млн.
Поддержка СМБ
Одни говорят, что открылось окно возможностей, которое постоянно пробуют закрыть, а другие – перегретая экономика, заметил первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков, выступая на сессии. При этом, по его словам, особенно сейчас экспортный потенциал становится очень велик, потому что внутренний рынок постепенно насыщается, а СМБ наращивают компетенции. Крупнейший бизнес разворачивается в сторону предприятий поменьше, чтобы достроить суверенную производственную цепочку.
Если смотреть на программу поддержки экспорта, то примерно 40% компаний в натуральном выражении пришлось на СМБ или около 1300, сказал Осьмаков. Таких результатов удалось добиться благодаря цифровым сервисам, открытой инфраструктуре и мерам поддержки, созданным без учета формы бизнеса. Другое дело – это программы, связанные с обратной разработкой, здесь все заказчики крупные, а исполнители на 90% малые. Они быстрее и более гибкие.
В обновленную программу поддержки экспорта Минпромторг планирует добавить федеральный проект по поддержке зарубежной инфраструктуры: торгово-логистические центры, индустриальные парки, развитие международных транспортных коридоров. Эта мера должна создать благоприятные условия для экспорта продукции СМБ, поделился Осьмаков. То же самое касается развития электронных каналов торговли.
При этом в сегменте растет спрос на инвестиционные кредиты, доля которых в портфеле ВТБ превышает 55%, ответил Еременко на вопрос о том, как банк поддерживает СМБ. Доля льготных программ в кредитном портфеле ВТБ в сегменте СМБ достигает 20%. С начала года банк обеспечил финансирование более 10 000 соглашений с клиентами малого и среднего бизнеса на сумму 1 трлн руб. «Мы не отмечаем замедление кредитования», ‒ заметил член правления банка.
Наибольший объем кредитных соглашений на 1 мая 2024 г. ВТБ заключил по льготной программе Минсельхоза № 1528 (предоставление льготных кредитов для сельскохозяйственных предприятий) – более 356 млрд руб. Доля ВТБ в общем портфеле сделок по стране в рамках данного инструмента господдержки сельхозпроизводителей составляет более 12%, поделился Еременко. Значимый объем кредитных соглашений заключен в рамках программы № 1764 Минэкономразвития (льготное кредитование СМБ) ‒ более 280 млрд руб. Компании могут привлечь кредиты по ставке не выше 13,5/15% годовых.
Более чем на 20% крупный бизнес нарастил закупки оборудования, технологий и разработок у СМБ, привела результаты опроса членов РСПП исполнительный вице-президент союза Мария Глухова. Изменилась оценка преимуществ работы с сегментом: если раньше большие компании ценили оперативность, то сейчас более важным стали готовность в большей степени учитывать требования заказчика к оборудованию, ПО, услугам, т. е. гибкость. При этом крупный бизнес начал оказывать поддержку в виде обучения в корпоративных университетах, доступа к оборудованию, дополнительных грантов на R&D. Такие лучшие практики нужно поддерживать, полагает Глухова.
Рынок капитала и будущее ЦФА
Сервисный, клиентоориентированный подход как со стороны банков, так и государства – это именно то, что нужно для развития финансового рынка, заявил заместитель министра финансов России Иван Чебесков, отвечая на вопрос про рынок капитала для СМБ. Стоит задача повысить соотношение капитализации фондового рынка к ВВП до 66% к 2030 г., а сейчас это около 40%. По словам замминистра, фондовый рынок – это самый эффективный инструмент финансирования всей экономики. Без СМБ выполнить эту задачу будет невозможно, поэтому Минфин совместно с Банком России разрабатывает программы возмещения купонного дохода и стоимости размещения на рынке, а также прорабатываются другие варианты.
По поводу использования цифровых финансовых активов (ЦФА) в международных расчетах Чебесков заявил, что принятый законопроект будет корректироваться с учетом обратной связи от участников рынка. В частности, может быть предусмотрено право рассчитываться ЦФА, выпущенными не только по российскому, но и зарубежному праву.
Голос регионального рынка
С момента, когда компания взяла первый транш в ВТБ, прошло семь лет, говорит владелец ГК «ЭПОТОС» Елена Чащина. «Если в 2018 г. мы были малышками, то по отчету, сданному за 2023 г., мы уже попали в сегмент крупного бизнеса», ‒ рассказала она. Так на финансовом плече банков можно перескочить две ступени. Когда работаешь в регионе, то надо осознавать, что информация распространяется очень быстро, поэтому необходимо быть максимально прозрачным. Если что-то пойдет не так, то об этом узнают все. При этом многие вопросы решать в региональном офисе намного проще, чем в центральном, потому что быстрее принимаются решения, менеджеры знают клиентов лично. «Банк выстраивал с нами отношения вдолгую, мы со своей стороны также открыто говорили про возможные риски и решали вопросы совместно. Доверие – это то, что должно быть для работы в регионах», ‒ считает Чащина.
Действительно, сейчас бизнес приходит не только за кредитом, согласился Еременко. Большой запрос на отраслевую экспертизу, помощь в сопутствующих сервисах: организация логистики, поддержка IT, подбор кадров, страхование, регистрация предприятия и бухгалтерия.
Международные расчеты
Главные вызовы для бизнеса – это поиск контрагентов, налаживание логистики, проведение международных расчетов в условиях существующих ограничений, указал Еременко. В сложившихся условиях ВЭД идет глобальная переориентация на расчеты в национальных валютах. Сейчас клиенты ВТБ могут рассчитываться в нацвалютах дружественных стран, в частности в китайских юанях, индийских рупиях, белорусских рублях, казахстанских тенге, армянских драмах, азербайджанских манатах, киргизских сомах, таджикских сомони, вьетнамских донгах и т. д.
За первые четыре месяца 2024 г. в ВТБ в четыре раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось число клиентов среднего и малого бизнеса, проводящих расчеты с дружественными странами, а объем платежей в национальных валютах этих стран вырос за это время в 3,5 раза. Развитие международных расчетов и ВЭД входит в топ-3 приоритетов стратегии ВТБ на ближайшие годы, закончил Еременко.