Каким должен быть переходный режим для МСП+
Эксперты оценили важность налоговых льгот для растущего среднего бизнесаДо сих пор российская конкурентная среда была сильно фрагментирована: сверхкрупные компании почти не пересекались с более мелкими, а конкурировали скорее на международной арене и за госзаказ. И речь не только о сырьевых холдингах: российские гиганты были защищены от конкуренции с малыми компаниями госрегулированием: после выхода из категории МСП компании переходили на общий режим налогообложения, что зачастую становилось для них финансовым шоком и стимулировало дробление.
Но начиная с 2022 г. ситуация стала меняться: уход иностранных брендов, импортозамещение и крупные оборонные заказы открыли окно возможностей для российского среднего бизнеса. Со следующего года рост средних компаний ускорится: президент Владимир Путин объявил амнистию для предпринимателей, которые дробили бизнес, чтобы не переходить на общую налоговую систему, и пообещал им специальный переходный режим, который поможет безболезненно перейти на следующий этап развития. «Ведомости» разбирались, как будут помогать таким компаниям и к чему это приведет.
Государство подталкивало к дроблению
В послании Федеральному собранию президент сообщил о необходимости амнистии для субъектов МСП+, которые дробили бизнес для снижения налогового давления. Также он поручил ввести с 2025 г. механизм постепенного увеличения налоговой нагрузки для таких компаний, чтобы они отказывались от подобных практик. «Уже говорил, что не должно быть ситуации, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты, потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают. Получается, что государство подталкивает бизнес к дроблению – к другим способам так называемой оптимизации фискальной нагрузки», – указал Путин.
Президент подчеркнул важность смягчения налогового режима для производственных МСП+ в высокотехнологичных отраслях и заявил, что соответствующие предложения уже «созрели». Доля МСП в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность, туризм и IT, превышает 21% от ВВП, указал он. «Ярко заявили о себе сотни новых отечественных брендов. В прошлом году в России зарегистрировано 1,2 млн новых компаний в сфере малого и среднего бизнеса. Обращаю внимание: это самый высокий показатель за последние пять лет», – заявил он.
Минэкономразвития подготовило законопроект, распространяющий меры господдержки малого и среднего бизнеса на компании, превысившие пороговые значения сектора – так называемую категорию МСП+, писали «Ведомости». Речь идет о налоговых и финансовых мерах – прежде всего о распространении на новые отрасли налогового режима для предприятий общепита (для этой сферы бессрочно обнулен НДС), льготных кредитах на инвестиционные цели и зонтичные поручительства Корпорации МСП. Предполагается, МСП+ будут считаться компании, которые работают в приоритетных отраслях, не аффилированы с государством, с порогом по выручке 10 млрд руб. в год, по числу занятых до 1500 человек. Сейчас к категории МСП относятся компании с выручкой до 2 млрд руб. и численностью сотрудников до 250 человек.
Зачем нужна поддержка
Именно средние и средне-крупные предприятия могут дать базу для роста частных инвестиций в новые производства, широкую автоматизацию, тиражирование инновационных технологий и повышение производительности труда, поэтому разработка специального пакета для компаний «среднего+» размера, который бы учитывал именно их потребности и особенности, очень важна, уверена руководитель исполкома «Деловой России» Нонна Каграманян. Тем не менее текущие условия налогового законодательства создают значительные трудности для бизнеса. Зачастую резкое повышение финансовой нагрузки может обнулить прибыли предприятия или даже сделать его убыточным.
В венчурной сфере переход от среднего предприятия к крупному, подобную «долину смерти», проходят все стартапы, когда при малых ресурсах нужно выйти на большие масштабы деятельности для окупаемости, указывает директор Центра экономической географии и регионалистики Президентской академии Степан Земцов.
Наиболее популярный путь в данном случае – дробление бизнеса, указывает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Людмила Рокотянская. В итоге государство тоже недобирает налогов, важен баланс между интересами власти и бизнеса, подчеркивает она.
Естественно, это негативно сказывается на темпах экономического роста – в том числе потому, что по производительности труда средние предприятия часто заметно опережают малые, при этом сохраняя большую гибкость по сравнению с самыми большими компаниями, отмечает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин.
Переходный режим мог бы способствовать развитию технологически сложных отраслей, где выше барьеры входа, подчеркивает Земцов. Налоговые и кредитные льготы могут помочь, но без решения проблем кадрового дефицита и дешевых длинных денег развитие среднего бизнеса затруднено, добавляет он.
Какой должна быть поддержка
Компаниям МСП+ необходимы специальные меры поддержки, направленные на укрепление конкурентоспособных и развивающихся производств для импортозамещения, указывает Каграманян. Это может быть плавный рост нагрузки на ФОТ, синхронизированный с темпом расширения предприятия, допускает она.
Меры долгового финансирования нужны, но для многих отраслей их недостаточно, а кроме того, необходимы стимулы для более широкого реинвестирования прибыли в развитие производства, продолжает эксперт. Такие стимулы могли бы быть и налоговыми, например, «Деловая Россия» предлагала восстановить инвестиционную налоговую льготу, механизм которой позволяет возвращать налог с прибыли, использованной на инвестиции, напоминает Каграманян. Для этого механизма важно проработать набор ограничений: например, предусмотреть преференцию в отношении оборудования для проектов импортозамещения – чтобы механизм создавал правильный стимул для предпринимателей, добавляет она.
Стандартными решениями в мировой практике остаются увеличение числа градаций видов бизнеса для налоговых и регуляторных целей, «сглаживание» изменений в условиях при переходе компаний из одной категории в другую, указывает Копейкин. Также распространено введение дополнительных критериев для классификации бизнеса, что увеличивает издержки для компаний от подобной оптимизации, добавляет он.
Подход, предлагаемый Минэком, основан на принципах, давно нашедших подтверждение в международном опыте, – закон необходим, уверен Копейкин. Хотя конкретные параметры и могут варьироваться в зависимости от изменяющихся условий и обратной связи от бизнеса и в любом случае потребуют регулярной донастройки в будущем, отмечает он. В ЕС в этом году примерно на 25% повышают планку по доходам и размеру активов для отнесения компаний к микро, малому и среднему бизнесу в целях отражения накопленной за последние годы инфляции, при этом сохраняя критерии по численности, добавляет эксперт.
Несмотря на очень неплохое состояние федерального бюджета, ресурсы все же небезграничны, поэтому фокус на приоритетных отраслях, в том числе крайне важных для экономики с точки зрения импортозамещения, тоже понятен, рассуждает он.
Чтобы заинтересовать представителей МСП+ и отвадить их от приемов налоговой оптимизации, условия переходного налогового режима должны быть приближены к тем, что сегодня имеются у представителей МСП, уверена Рокотянская. Возможно, стоит проработать дополнительные бонусы в виде упрощения доступа компаний к рынкам капитала – выход на IPO, размещение облигаций, допускает она. Хотя для предприятий МСП уже действуют меры поддержки при размещении облигаций, добавляет эксперт.