Как банки кредитуют малый и средний бизнес
При высоких ставках предпринимателям сложно инвестировать в развитиеСегмент малого и среднего бизнеса играет в банковских портфелях все более весомую роль, а их объем в 2023 г. перевалил за 12 трлн руб. Но в условиях высоких ставок бизнесу сложно инвестировать в развитие, да и отказов от банков с годами меньше не становится.
Пять лет назад, в 2018 г., банковский портфель кредитов малому и среднему предпринимательству (МСП) составлял 4,2 трлн руб. и едва превышал 12,6% в общем объеме займов компаниям, следует из данных ЦБ. С тех пор объемы финансирования бизнеса выросли в 3 раза и в 2023 г. превысили 12,4 трлн руб. – на него приходится 17% общего портфеля корпоративных кредитов (73,8 трлн руб.).
Больше половины кредитования МСП приходится на Сбербанк и ВТБ: их портфель в прошлом году достиг 8,7 трлн руб., из которых 5,6 трлн руб. – «Сбера» и 3,1 трлн руб. – ВТБ. У последнего на сегмент МСП приходится 22,1% всего корпоративного портфеля, у Сбербанка – около 24%.
Количество субъектов МСП за прошлый год достигло 6,3 млн – это на 6% больше, чем за аналогичный период 2022 г., и на 7% больше значения 2019 г. «То есть мы не только достигли доковидного уровня, но и улучшили результаты. 2024 год станет переходным: наша задача – чтобы сектор МСП рос не только количественно, но и качественно», – говорила в декабре замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова.
Не без помощи государства
Российские власти поддерживают сегмент МСП льготными кредитами. С 2019 г. бизнес может привлечь заем по программе «1764» на срок до 10 лет на оборотные цели, инвестиционные, рефинансирование и проч. Максимальный процент рассчитывается по формуле «ключевая ставка ЦБ + не более 2,75%». Программа распространяется на разные отрасли экономики. Субъекты МСП также могут взять кредит только на инвестиционные цели под 7,5–9% по совмещенной программе стимулирования кредитования (ПСК) бизнеса + «1764».
Для аграриев с 2017 г. действует льготная программа господдержки № 1528: сельхозпроизводители могут взять краткосрочный или инвестиционный заем под 5% на развитие растениеводства и животноводства, а также на строительство, реконструкцию или модернизацию предприятий по переработке сельхозсырья.
Весной 2022 г. появилась программа льготного кредитования высокотехнологичных и инновационных субъектов МСП под 3%, а в марте этого года максимальную сумму займа увеличили с 500 млн до 1 млрд руб. Это первая внедренная мера финансовой поддержки для данной категории бизнеса, она запущена в рамках федерального проекта «Взлет – от стартапа до IPO».
Доля программ господдержки в общем портфеле ВТБ малого и среднего бизнеса (МСБ) превышает 22% и составляет 682 млрд руб., говорит руководитель департамента регионального корпоративного бизнеса, старший вице-президент банка Руслан Еременко. Наибольший объем приходится на кредиты, выданные по программе Минсельхоза, − 235,6 млрд руб. Выдачи по программе «1764» составляют 169 млрд руб. – это пятая часть в общем портфеле сделок по стране, делится Еременко. В рамках совмещенной программы ПСК + «1764» на долю ВТБ приходится 46% сделок, а портфель банка составляет около 58 млрд руб.
Высокий интерес есть также к запущенной в 2022 г. промышленной ипотеке (позволяет предприятиям оптимизировать расходы на приобретение новых помещений) и зонтичному поручительству Корпорации МСП, говорит первый вице-президент Совкомбанка Игорь Волков. Также банк видит высокий спрос на региональную программу поддержки субъектов МСП в Москве и области.
Помимо спроса на госпрограммы льготного кредитования предприниматели заинтересованы в помощи с обеспечением, добавляет заместитель председателя правления «МСП банка» Алексей Потапов: зонтичные поручительства Корпорации МСП, а также поручительства региональных фондов.
За чем приходит бизнес
На фоне нестабильности в экономике, в том числе курсовых скачков, бизнес предпочитает воспроизводить скорее работающие бизнес-модели, чем внедрять новые, говорит Потапов. В итоге, отмечает банкир, большей популярностью пользуются короткие кредиты, займы на пополнение оборотных средств и льготные программы. В период высокой ключевой ставки становится критически важной эффективная реализация всех льготных программ финансирования сегмента МСП, говорит директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка Алексей Шашкин.
Сейчас основной запрос у бизнеса на льготные программы, но клиенты готовы брать кредит и по рыночным ставкам, если его получение не требует походов в офис и сбора большого пакета документов, говорит руководитель кредитного направления в банке для предпринимателей «Точка» Ангелина Крашенинникова. В сегменте микро- и малого бизнеса высоким спросом пользуются экспресс-займы с онлайн-оформлением и автоматизированным принятием решения за несколько минут, добавляет Еременко из ВТБ.
У банка Дом.РФ наиболее востребованным продуктом является «бизнес-ипотека» на приобретение готовой и строящейся коммерческой недвижимости, говорит директор подразделения «Малый и средний бизнес» банка Анна Корнелюк: она занимает более 70% в кредитном портфеле МСБ. Стабильный спрос со стороны бизнеса наблюдается на размещение облигаций, добавляет Потапов: выходя на фондовый рынок, компания получает доступ к беззалоговому финансированию.
Волков из Совкомбанка отмечает «существенное сокращение спроса» на инвестиционные цели на фоне высокой ключевой ставки как на глобальных проектах для субъектов МСП (открытие новых производств, строительство заводов и т. д.), так и менее капиталоемких инвестиций (обновление транспорта, покупка нового оборудования). При этом стимулировать данный спрос за счет государственных программ не всегда удается, считает он.
Инвестировать при высокой ключевой ставке (с лета по декабрь 2023 г. выросла с 7,5 до 16%) невыгодно для бизнеса даже по льготным программам, согласен председатель правления банка «Реалист» Владимир Эльманин. Предприниматели вынуждены закладывать высокую ставку в стоимость продукта для конечного потребителя, что ведет к росту цен на товары или услуги, продолжает банкир: но более высокая цена понижает спрос, а это негативно сказывается в целом на развитии экономики.
Конкуренция за качественного заемщика будет лишь расти, говорит Потапов: фокус внимания банков направлен на предоставление технологичных услуг (более удобный интернет-банк, мобильные приложения, перевод все большего количества операций в онлайн). Кроме того, продолжает он, банки будут уделять повышенное внимание управлению рисками при работе с данным сегментом, чтобы расширять клиентскую базу не только переманивая предпринимателей лучшими условиями (этот ресурс очень ограничен), но и выходя на новые сегменты.
Также, по оценке Потапова, будут развиваться различные коллаборации – с крупными компаниями, с сетями франшиз, с торговыми платформами, с агрегаторами. Еще один тренд, считает банкир, – более активное участие предпринимателей в закупках крупнейших компаний: это стабильный источник спроса на услуги МСП.
Отказы остаются
Но кредитование сегмента МСП остается наиболее рисковым для банков, поэтому довольно часто бизнес получает отказ. Примерно в 50% случаев банки отклоняют заявки МСБ на получение кредитов, в некоторых отраслях – 70%, говорил ранее генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич. И уровень отказов намного выше в микробизнесе и ниже – у средних компаний. Отказов действительно больше в сегменте микробизнеса, подтверждает Эльманин. Это происходит, потому что небольшие предприятия любят брать простые быстрые беззалоговые кредиты без предоставления полной отчетности, объясняет банкир: именно такие займы наиболее дорогие и по срокам короткие, а значит, кредитная нагрузка по ним высокая.
У бизнеса часто есть сложности с представлением отчетности, продолжает Эльманин: у многих клиентов микробизнеса она ведется в неподходящем для банка виде и из нее нельзя сделать однозначный вывод о финансовой ситуации компании. Любому бизнесу, даже если он еще не кредитуется, важно вести отчетность, желательно автоматизированную, даже для самого себя и понимания своего финансового результата, советует банкир. Также часто предприниматель не может четко определить конечную цель кредитования, говорит Эльманин: зачастую клиенты микробизнеса берут кредит из-за того, что забирают свои деньги из оборота компании, например на строительство дома, вместо того чтобы получить длинный кредит именно на строительство. Нужно четко просчитывать кредит с точки зрения рентабельности конкретной сделки, на которую берутся деньги, отмечает банкир: категорически нельзя реализовывать инвестиционные проекты за счет коротких денег.
Среди других причин Исаевич называет недостаточную обеспеченность: банки требуют залог для выдачи кредита, что может быть проблематично для предпринимателей. Высокие риски для банка, как следствие, приводят к высоким ставкам.
Банки постоянно совершенствуют систему оценки заемщиков, говорит Еременко. В основном они уже перешли на скоринговые модели, которые позволяют оценивать кредитоспособность без длительного анализа бухгалтерской отчетности и сокращают время на принятие решения по кредитам, добавляет Крашенинникова: за последние три года уровень отказов существенно не изменился. Благодаря развитию подходов по анализу бизнеса клиентов «Сбер» научился лучше оценивать клиентов, компенсируя недостаток доступной информации применением искусственного интеллекта, говорит Шашкин.
Проблема отсутствия залогов частично решается в том числе за счет зонтичного поручительства Корпорации МСП, добавляет Шашкин. В прошлом году благодаря этому механизму предприниматели смоли получить 312 млрд руб. кредитных средств – на 36% больше, чем в 2022 г., делится Исаевич. Объем обеспечения по кредитам может составлять до 50% от суммы основного долга по кредиту, добавляет он. До появления поручительств средний чек при кредитовании МСП был на уровне 60 млн руб., в прошлом году – около 14 млн руб. То есть механизм переориентирован как раз на малый и микробизнес, которым труднее всего получить необходимое финансирование, резюмирует Исаевич.