Все лучшее – наследникам

Почему стоит задуматься об открытии личного фонда в 2024 г.
Istock
Istock

Многие предприниматели, добившиеся успеха в 90-х или нулевых годах, уже отпраздновали свой пятый десяток, обучили детей и растят внуков. Все более актуальным для них становится вопрос наследственного планирования: как сохранить и приумножить нажитый капитал, обезопасить его в дальнейшем от третьих лиц и корпоративных споров. Раньше в качестве инструмента, позволявшего решить эту проблему, выступали иностранные трасты, но санкции сделали невозможным для россиян их создание и обслуживание. С марта прошлого года в стране заработал новый инструмент наследования – личные фонды. На сегодняшний день, по данным ЕГРЮЛа, создано 11 таких организаций.

Зачем это нужно

По данным основателя и финансового советника «Клуба глав семей» Алексея Родина, две трети семей уже во втором поколении теряют унаследованное состояние, а в третьем переданный капитал сохраняет только 10% семей. Это происходит в том числе из-за того, что владельцы капитала не уделяют должного внимания вопросам передачи активов.

Возможность создания в России личных фондов стала особенно актуальной после мая 2022 г., когда Европейский союз в рамках пятого пакета санкций запретил создавать новые трасты для россиян и обслуживать старые. К ограничительным мерам присоединились Швейцария и Лихтенштейн. Аналогичные запреты приняли в США. Россияне уже столкнулись с блокировкой активов трастов на Западе. Распространенным явлением, по словам управляющего партнера московского офиса адвокатского бюро (АБ) ЕПАМ Дениса Архипова, сегодня является отказ западных трасти от своих обязанностей, что приводит к утрате фондом управляемости.

Активы в подобных структурах фактически оказались заблокированы, поскольку европейские управляющие с 10 мая 2022 г. не имеют права распоряжаться ими в интересах российских бенефициаров и доверителей, объяснял партнер департамента налогов и права «ДРТ» Олег Торшин (до мая 2022 г. компания «Делойт и Туш»).

Личный фонд стал российским аналогом зарубежных трастов. Понятие появилось в Гражданском кодексе в июле 2021 г. Гражданин может создать личный фонд для управления имуществом стоимостью от 100 млн руб. До этого времени с 2017 г. в России существовали только наследственные фонды, выполнявшие похожие функции управления активами. Теперь же наследственный фонд стал разновидностью личного.

Разница между ними в том, что наследственный фонд создается только после ухода из жизни владельца капитала и возможность изменения учредительных документов крайне ограничена. Это влечет ряд рисков. Например, в случае изменения законодательства с момента составления завещания Минюст может отказать в регистрации фонда. Кроме того, возможны проблемы в функционировании фонда из-за недостатков корпоративной структуры, которые не были просчитаны на момент подготовки завещания.

Личный же фонд создается при жизни учредителя – владельца капитала, что позволяет протестировать функционал фонда на практике и, если есть потребность, внести изменения в учредительные документы, чтобы устранить выявленные проблемы, пояснил Архипов.

«Еще одно важное отличие – в отношении имущества. В наследственном фонде наследники имеют право на обязательную долю наследства. Это право они утрачивают, только если являются выгодоприобретателями и хотят сохранить такой статус. Для личного фонда прямо не закреплено правило обязательной доли», – добавил партнер группы компаний Б1 Антон Ионов. Таким образом, создавая личный фонд, владелец капитала может четко спланировать наследование и избежать конфликтов между родственниками.

Время личных фондов

В 2021 г. Sber Private Banking совместно с рабочей группой подготовили проекты изменений законодательства по личным фондам. В частности, внесли предложения об изменении режима налогообложения, предоставлении возможности управляющим компаниям управлять средствами личных фондов и признании личных фондов квалифицированными инвесторами.

С появлением рабочей группы началась активная популяризация в России личных фондов. Сегодня предложенные Sber Private Banking и другими участниками группы изменения обсуждаются в рамках Национальной ассоциации участников фондового рынка. Причем изменения в сфере налогообложения уже приняты на законодательном уровне.

Так, в июле текущего года президент России Владимир Путин подписал закон, установивший налоговые льготы для личных фондов. В полном объеме изменения начнут действовать с 1 января 2024 г.

«С принятием рассматриваемых нововведений личный фонд становится еще более эффективным российским инструментом наследственного планирования и управления активами, что особенно актуально с учетом действующих международных ограничений в отношении российских граждан», – подчеркнула Ольга Дегтярева, глава семейного офиса Sber Private Banking.

В частности, теперь передача имущества в такой фонд и из него не будет облагаться НДС, налогом на прибыль и НДФЛ. При этом с получаемых доходов личный фонд будет платить налог в размере 15% вместо 20% при условии, что фонд не ведет активную коммерческую деятельность, а доля пассивных доходов в общей структуре составляет более 90%.

«Налог взимается по ставке, равной ставке НДФЛ, что позволяет максимально уравнять порядок налогообложения инвестиционных доходов физического лица с порядком налогообложения доходов личного фонда и исключить двойное налогообложение доходов на уровне фонда и его бенефициаров», – прокомментировал новеллу партнер, руководитель налоговой практики АБ ЕПАМ Сергей Калинин.

В отношении переданных личному фонду жилых помещений, машино-мест, гаражей стоимостью от 300 млн руб. максимальная ставка налога на имущество составит 0,3%, как для физлиц. Кроме того, в Налоговый кодекс включили специальное положение, освобождающее от НДФЛ доходы в денежной и натуральной формах, полученные от личного фонда его выгодоприобретателями.

Налоговые льготы сделали более удобным использование личных фондов не только в качестве инструмента наследования, но и для структурирования личных активов, отметил Ионов. «Ранее данная форма владения была неэффективна из-за налогового регулирования, с изменением налогового законодательства инструмент стал более удобным», – подчеркнул он.

Что дальше

Сейчас почти во всех странах бенефициары подлежат раскрытию, поэтому фонды и трасты в мире стали больше инструментами наследственного планирования и передачи благосостояния, считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. По ее мнению, подобную роль должны играть и личные фонды, появившиеся в России.

Инструмент станет действительно востребованным, когда в России появится культура наследственного планирования, добавила она. Владельцы бизнеса со временем увидят, почему важно не просто передать по наследству активы конкретному лицу, но и обеспечить эффективное функционирование бизнеса при любых обстоятельствах.

«В перспективе эффективные и цивилизованные инструменты защиты имущественных прав бенефициаров и членов их семей должны начать пользоваться большей популярностью – особенно если к этому будут располагать благоприятный экономический климат и последовательное уважение со стороны государства и общества к институту частной собственности», – уверена Тягай.

Благодаря законодательным новшествам этого года личный фонд стал не просто альтернативой зарубежным трастам, но и одним из лучших способов сохранить семейный капитал, обеспечить эффективное управление активами и заранее урегулировать вопросы преемственности владения.

Работа над совершенствованием регулирования этого инструмента не прекращается, равно как и процесс деофшоризации активов россиян. Поэтому эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем личные фонды станут одним из распространенных инструментов структурирования и наследования активов.