Продажи автомобилей юрлицам поддержали рынок в кризис

Обслуживание автопарков дорожает, но есть способы оптимизировать затраты
iStock
iStock

Продажи новых легковых автомобилей взлетели в 2024 г. на 48% к показателям предыдущего года, до 1,57 млн штук, продажи легких коммерческих автомобилей – более чем на 24%, до 112 020 штук, подсчитали эксперты «Автостата».

Значительную долю из них приобрели юрлица: 18% легковых автомобилей и каждые три из четырех – легкие коммерческие. Статистика не учитывает продажи индивидуальным предпринимателям.

И хотя в последний год доля бизнеса в покупках новых авто снизилась, именно спрос со стороны юрлиц «в значительной степени обеспечил выживаемость российского рынка» в сложный 2022 г., говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Для примера: в 2022 г. продажи легковых автомобилей упали к предыдущему году на 59%, до 626 232 штук, из них почти четверть купили юрлица. Физические лица быстрее реагируют на изменения, тогда как корпоративные заказчики руководствуются годичным циклом планирования, объясняет динамику Удалов.

В прошлом году на рынке новых авто лидировали российские и китайские модели. Этому две основные причины, говорит исполнительный директор «Автостата», — уход из страны европейских брендов и поддержка отечественного автопрома со стороны государства. Так, Управление делами президента купило первые автомобили премиум-класса Lаda Aura, а телекоммуникационная компания «Ростелеком» – более 500 Lada Granta, Largus и Niva Travel на общую сумму около 1 млрд руб.

Сейчас крупнейшими автопарками в России, по данным Удалова, владеют логистические компании «Деловые линии», «Сберлогистика» и ПЭК, транспортное подразделение X5 Group – X5 Transport, а также «Почта России».

В будущем продажи авто бизнесу могут значительно вырасти, считает Удалов. Подтолкнуть их может принятие законопроекта о локализации автомобилей такси. В документе предлагается наделить правительство правом устанавливать требования по уровню их локализации, однако пока законопроект прошел только первое чтение.

Дорогой автопарк

Несмотря на то, что в натуральном выражении продажи автомобилей юрлицам еще не доросли до уровня докризисного 2021 г., в деньгах они его существенно превзошли. В прошедшем году юрлица потратили на автомобили всех типов примерно 2,92 млрд руб. против приблизительных 1,65 млрд руб. тремя годами ранее. Причина проста: сами автомобили стали дороже.

Удорожание авто сопровождается ростом затрат на обслуживание автопарка, рассказывает гендиректор инженерной компании «Уралэнерготел» Александр Бельский. Эти затраты включают расходы: ремонт, страхование, парковку, платные автодороги, иногда – зарплаты водителей.

Но самая существенная статья расходов в обслуживании автопарка – это топливо. По разным оценкам, на него приходится от 30 до 40% общих расходов, а при некоторых видах деятельности может превышать эти цифры, рассказывает Удалов.

Расходы на обслуживание автопарка можно оптимизировать, и один из инструментов для этого – топливные карты, говорит Удалов. Такие продукты есть у нефтяных компаний, например «Лукойла», «Роснефти», «Татнефти». Существуют мультибрендовые топливные карты, например, Teboil PRO, «Вездеход», E1 CARD.

Топливные карты различаются количеством заправок, на которых действуют, а также дополнительными бонусами для их пользователей. Картой «Лукойл» можно воспользоваться более чем на 3000 собственных и партнерских заправок, говорится на сайте компании. Топливная карта Teboil PRO работает более чем на 5000 АЗС. Она также позволяет получать скидки при использовании, рассказывает гендиректор строительной компании «Универсальные решения» Алексей Васин. Многие операторы топливных карт отказались от скидок, которые ранее предоставляли, а некоторые стали брать процент за обслуживание, говорит Бельский.

Современные топливные карты не только помогают экономить на топливе, но предлагают комплексные решения для бизнеса, следует из опубликованной на портале Teboil информации. С ними можно пользоваться дополнительными услугами автосервисов, шиномонтажа или гостиниц, получать аналитику по транзакциям в режиме реального времени, указано на сайте. Другими словами: они становятся инструментом эффективного управления автопарком. Причем его размер не важен: этот инструмент подходит как крупным компаниям, так и небольшому бизнесу, показывает опрос «Ведомости. Капитала» .

Карты в комплексе с GPS-трекерами и показателями уровня в топливных баках позволяют качественно контролировать расходы на топливо, в том числе малому бизнесу с очень скромным автопарком, говорит представитель производителя молочных продуктов «Братья Чебурашкины» Светлана Морошкина.

Ее слова подтверждает Марат Байрамуков, директор по развитию компании «Амдметалл», которая занимается проектированием, изготовлением, доставкой и монтажом металлоконструкций. Топливные карты позволяют контролировать расходы в первую очередь за счет отказа от наличных, говорит он. «Если водители расплачиваются наличными, то не исключены ошибки, например, они могут просто не взять чек. С топливной картой мы контролируем, кто и где заправился, сколько потратил. Также мы можем «заблокировать» заправку, если к ней есть претензии. Водители видят отчеты в приложении на телефоне – это очень удобно», – говорит Байрамуков.

Бельский рассказывает, что раньше его организация пользовалась топливными картами нефтяных компаний, но теперь перешла на мультибрендовую. С ней можно заправиться практически на любой заправке в стране, объясняет он. Как и Байрамуков, он обращает внимание на удобство пользования: карту можно привязать к приложению, которое устанавливается на телефон, и полностью контролировать расходы.

Популярность топливных карт растет во всем мире, свидетельствуют данные аналитиков. Так, Global Market Insights прогнозирует, что к 2032 г. глобальный рынок топливных карт превысит $2,4 млрд против $532,5 млрд в 2022 г. Оценки Data Bridge Market Research скромнее – $1 млрд к 2029 г. Топливные карты дают преимущества поставщикам автопарков, собирая данные о пробеге транспортных средств, количестве заправленного топлива и потребности в обслуживании, кроме того, некоторые операторы стали встраивать телематический интерфейс и средства для отчетности в свои продукты. Это повышает производительность управления автопарком, пишет Data Bridge. Интеграция телематических решений с топливными картами даст компаниям технологическое преимущество, уверены эксперты Global Market Insights.