Как банки могут помочь инвесторам вкладываться в инфраструктуру
Высокая ключевая ставка ЦБ может привести к затормаживанию крупных проектовРынок инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства (ГЧП) сейчас, как и любая отрасль экономики, адаптируется к новым реалиям, в первую очередь к высокой ключевой ставке ЦБ (он в конце октября повысил ее на два процентных пункта до 21%). Понятно, что вслед за ней растет и стоимость банковского финансирования. Это может привести к затормаживанию крупных инфраструктурных проектов, где необходимо привлечение инвесторов. В таких условиях жизненно необходимо внедрять механизмы, при помощи которых можно снизить процентную нагрузку на компании и бюджет субъектов РФ.
Одним из вариантов является субсидирование процентных ставок. Запуск программы по субсидированию станет хорошим подспорьем для всех участников проектов государственно-частного партнерства. Для будущих концессионеров и их подрядчиков это расширит возможности получения финансирования, а для концедентов (то есть субъектов РФ) снизит нагрузку на их бюджеты. Как следствие, уменьшится стоимость таких проектов.
Эффективным – на фоне роста ключевой ставки Банка России – стало бы применение опционов для хеджирования риска этого роста. Комиссии банков по такому опциону довольно существенны, в связи с этим прорабатывается возможность получения субсидии на его покупку. Держатель опциона тогда получит от продавца право на компенсацию спрэда между зафиксированной в опционе и фактической (на дату расчета) ключевой ставкой. Такая мера поддержки позволит переложить процентный риск на участников рынка производных финансовых инструментов. Это поможет прогнозировать и фиксировать максимальную процентную нагрузку во времена волатильности на денежном рынке.
Также одним из вариантов стимулирования может стать применение пониженных коэффициентов рисков по ссудам, выданным на ГЧП-проекты. Снижение риск-весов (то есть коэффициента риска) до 0–20% по таким ссудам «разгрузит» капитал банков и позволит им предоставлять финансирование на строительство инфраструктурных объектов по более выгодным условиям. В текущий момент коэффициент риска по проектам ГЧП оценивается на уровне 100%.
В условиях высокой экономической турбулентности важно принятие комплексных мер поддержки. Инфраструктурные проекты, на наш взгляд, безусловно, окупят расходы, которые государство и бизнес направляют на их реализацию. И произойдет это не за столетия, а за десятки лет или даже годы. Создание любого инфраструктурного объекта, особенно если это масштабный проект, всегда дает очень мощный экономический эффект – как прямой, так и косвенный. Государство получает налоговые поступления и новые рабочие места, что, в свою очередь, влияет на рост потребления и дает стимул для производства новых продуктов. Бизнес получает источник фондирования, а банки собирают долгосрочные, надежные активы в свои портфели.
Мы верим в «белых лебедей»
Мы верим в то, что наша экономика сможет полностью адаптироваться под текущие реалии, что появится дополнительная помощь в виде государственных мер поддержки и экономический климат будет благотворно влиять на развитие и повышение благосостояния населения, невзирая ни на какие внешние обстоятельства.
Согласно данным аналитиков, на каждый рубль вложений в инфраструктуру мы получаем три рубля экономического эффекта в виде создания рабочих мест, налогов, развития смежных отраслей экономики. Наибольший социально-экономический эффект дают проекты по развитию транспортно-логистических коридоров (до 5 руб. на 1 руб.) и строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей (в среднем 2,5 руб. на 1 руб.). И такой прирост затрагивает не только конкретный проект, но воздействует и на его «окружение», то есть смежные отрасли: металлургию, машиностроение, технологическую сферу и т. д. Все это способствует повышению благосостояния людей и позволяет наращивать темпы экономического роста в масштабах страны.