Чистый убыток «Аэрофлота» в III квартале сократился почти на 21%
Чистый убыток группы «Аэрофлот» в III квартале сократился на 20,8% г/г до 9,32 млрд руб., следует из результатов по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
По итогам девяти месяцев 2023 г. чистый убыток группы составил 111,32 млрд руб. против прибыли в аналогичный период годом ранее – 61,98 млрд руб. При этом без учета курсовых переоценок скорректированная чистая прибыль с января по сентябрь составила 18,28 млрд руб., в том числе за III квартал – 38,36 млрд руб. Как пояснили в компании, анализ результатов без учета курсовых переоценок позволяет более точно оценить достижения компании и динамику финансовых показателей в отчетном периоде.
Выручка группы за III квартал увеличилась на 41,4% г/г до 188,93 млрд руб. За девять месяцев 2023 г. показатель вырос на 40,4% г/г до 441,1 млрд руб. Ранее аналитики «Цифра брокера» прогнозировали этот показатель в III квартале на уровне 160 млрд руб., в «Сберинвестициях» – 188,8 млрд руб., в БКС – 190 млрд руб.
Показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) за девять месяцев вырос на 36,5% г/г до 174 273 млн руб., в том числе на 64,5% до 108,059 млрд руб. Рентабельность по EBITDA в III квартале выросла на 8,1 п. п. до 57,2%, за девять месяцев она снизилась на 1,2 п. п. до 39,5%.
Первый заместитель гендиректора по коммерции и финансам группы Андрей Чиханчин отметил, что в отчетный период произошло восстановление всех основных финансовых показателей. По его словам, сравнивая результаты с прошлым годом, необходимо учитывать, что со II квартала 2023 г. группа не получает субсидии для возмещения операционных расходов, которые значительно поддержали показатели операционной прибыли и EBITDA во II и III кварталах 2022 г.
Чистый долг на 30 сентября 2023 г. вырос на 23,9% по сравнению показателем на 31 декабря 2022 г. и составил 623,94 млрд руб. Размер кредитов и займов остался примерно на уровне 31 декабря 2022 г. (-0,3%), однако в данную статью также включены дисконтированные обязательства в сумме 16,9 млрд руб. по будущим платежам по аренде, возникшие в рамках продажи с обратной арендой 10 воздушных судов Boeing 777, указывает компания. Ранее аналитики «Цифра брокера» в комментарии «Ведомостям» говорили, что инвесторам стоит учитывать, что «Аэрофлот» – компания с высоким чистым долгом.
Финансовые расходы за девять месяцев 2023 г. увеличились в 4,5 раза г/г до 217,93 млрд руб. Компания объясняет рост расходов отрицательной курсовой переоценкой лизингового портфеля в результате ослабления курса рубля к доллару США с 70,3 руб. на 31 декабря 2022 г. до 97,4 руб. на 30 сентября 2023 г.
К раскрытию финансовых результатов по МСФО «Аэрофлот» вернулся в августе этого года, что является благоприятным фактором, отмечал старший аналитик «БКС мир инвестиций» Дмитрий Булгаков. При этом в БКС рекомендуют «продавать» бумаги авиаперевозчика. В «Финаме» предлагают «покупать» акции «Аэрофлота» с таргетом 54 руб. за акцию (+42%) на горизонте 12 месяцев. В «Сберинвестициях» в начале сентября присвоили акциям компании рекомендацию «держать» с целевой ценой 48,8 руб., но теперь они выглядят более привлекательно, отмечают эксперты.
Опрошенные «Ведомостями» аналитики не ожидают от компании выплаты дивидендов в ближайшем будущем, так как ей сначала нужно пережить последствия санкций и ограничений из-за COVID-19, принесших компании убытки. В последний раз «Аэрофлот» выплачивал дивиденды за 2018 г. в размере 2,69 руб. на акцию (дивдоходность – 2,6%). В «Сберинвестициях» прогнозируют, что возврат к выплатам произойдет в 2026 г., но не исключают сценария и более быстрого восстановления.