Российско-китайская торговая платформа «Кифа» может провести IPO в 2024 году

Привлекательность будущего эмитента зависит от того, как две страны будут развивать платежи, логистику и цифровизацию
Алексей Орлов / Ведомости

Платформа цифровой торговли между Россией и Китаем в сегменте b2b «Кифа» может провести первичное публичное предложение акций (IPO) на Московской бирже, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к сделке. По оценкам одного из собеседников, объем привлеченных средств может составить от 1,5 млрд до 2 млрд руб., что соответствует капитализации на уровне примерно 6–7 млрд руб. – компания планирует разместить 25–30% акций.

Сделка может быть проведена в 2024 г., рассказал один из источников. Другой уточнил, что платформа рассматривает возможность проведения IPO в начале второго полугодия, но «все будет зависеть от рыночной конъюнктуры». По информации собеседников, сделка пройдет в формате cash-in, т. е. привлеченные средства останутся в капитале. Компания планирует направить их на развитие инфраструктуры и финансирование текущей стратегии роста.

Представитель «Кифы» на запрос «Ведомостей» ответил, что компания рассматривает «различные возможности привлечения финансирования». Ранее о потенциальном выходе на биржу говорил заместитель председателя совета директоров платформы Кайл Шостак. Один из собеседников уточнил, что для организации IPO компания привлекла инвестиционную компанию (ИК) «Финам». Ее представитель подтвердил «Ведомостям», что ИК занимается сделкой.

«Кифа» вышла на российский фондовый рынок в 2023 г. Компания выпустила в июне дебютные облигации на 200 млн руб. Спрос превысил предложение в 2 раза. Размещение облигаций на Мосбирже стало первым для компании китайского происхождения, писали «Ведомости». В ноябре 2022 г. НРА повысило рейтинг «Кифы» до уровня ВB+(RU) со стабильным прогнозом, в 2023 г. – до BBB-(RU). Причина такого решения – развитие риск-менеджмента, рост бизнеса и снижение оценки вероятности неблагоприятного изменения условий внешнеторговой деятельности компании.

Товарооборот между Россией и Китаем достиг $240 млрд, следует из данных главного таможенного управления КНР. Это не предел, говорит председатель комиссии по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в Китае Московской торгово-промышленной палаты Анна Бессмертная. По ее прогнозам, оборот может увеличиться вдвое к 2030 г. Две точки роста, которые помогут достичь этой цели, – это развитие цифровой торговли и трансграничной торговли, отмечает эксперт. Она называет «Кифу» первым примером легальной цифровой торговой платформы. По мнению Бессмертной, у компании отсутствуют «острые углы» и недостатки, которые пока еще присущи в целом российско-китайским торговым отношениям, – проблемы с платежами, декларациями и таможенной логистикой.

Азиатско-Тихоокеанский регион до конца года станет локомотивом мировой экономики, результаты которого будут особенно ярко смотреться на фоне США и особенно ЕС, говорит председатель общероссийской общественной организации Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. Но российско-китайский товарооборот по итогам 2024 г., по его прогнозам, при позитивном сценарии может вырасти умеренно – до $260–280 млрд. Новые точки роста далеки от того, чтобы сыграть значимую роль: логистическая система принципиально лучше не стала, а проблемы с платежами обострились, резюмировал Манкевич.

Массовый покупатель пока мало знает «Кифу», но компания стала активным игроком на общественно-политическом поле, добавляет Бессмертная. По ее словам, руководитель платформы Сунь Тяньшу ведет активную общественную деятельность и прекрасно владеет русским языком. В конце января «Кифа» стала соорганизатором ярмарки «Сделано в России» в Китае. Организатором выступило АО «Российский экспортный центр».

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), оборот интернет-торговли в России в 2023 г. увеличился на 28% до 6,4 трлн руб. Доля e-commerce в общем объеме розничных продаж увеличилась до 13,8% с 11,6% в 2022 г. Потенциал роста сегмента b2b-торговли крайне высокий, говорит президент АКИТ Артем Соколов. Объемы b2c-торговли растут на крупных маркетплейсах, что тянет за собой рост продаж в b2b-секторе, объясняет он. Рост цифровизации также активно помогает продавцам на площадках выстроить простую и понятную систему оптовых закупок, резюмировал он. «Кифы» пока нет в АКИТ, но, по словам Соколова, он планирует пригласить платформу присоединиться к ассоциации.

Сейчас глобальными драйверами роста выступают приложения, которые сочетают торговлю, финансы и медиа, т. е. это компании из сегмента электронной коммерции, финтеха и рекламы, говорит аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. По его словам, на среднесрочном горизонте компании именно этих секторов будут показывать быстрый рост стоимости. К ним относится и бизнес-модель «Кифы», добавляет эксперт. Он отмечает, что на российском фондовом рынке нет компаний с фокусом на b2b-торговле, сегмент электронной коммерции представлен только Ozon. Поэтому к IPO из этой сферы инвесторы проявят живой интерес, уверен Делицын.

На 0,42% вырос за неделю индекс Мосбиржи

Главный бенчмарк российского фондового рынка за неделю с 15 по 19 апреля увеличился на 0,42% до 3470,88 пункта. Его долларовый аналог индекс РТС вырос на 0,7% до 1173,68 пункта.
Лидерами роста за неделю стали бумаги АФК «Система» (+10,2%), Ozon (+10%), обыкновенные акции «Сургутнефтегаза» (+9%), бумаги «Самолета» (+5,2%) и «Юнипро» (+5,2%). Среди аутсайдеров оказались бумаги «Селигдара» (-8,4%), En+ Group (-6,7%), МКБ (-4,1%), «Норникеля» (-3,7%) и привилегированные акции «Мечела» (-3,4%).
Курс доллара за пять торговых дней снизился на 0,3% (27 коп.) до 93,15 руб./$, курс евро – на 0,2% (21 коп.) до 99,39 руб./евро, курс юаня – на 0,13% (1 коп.) до 12,84 руб./юань. Цена июньского фьючерса на нефть марки Brent снизилась на 3,6% до $87,2/барр. Майский фьючерс на нефть WTI подешевел на 2,8% до $83,25/барр.
Индекс Мосбиржи переписал максимум с начала 2022 г., после чего по рынку прошла сдержанная коррекция, рассказывает инвестиционный стратег брокера БКС Александр Бахтин. Но активность покупателей на новой неделе продолжат стимулировать ожидания высоких дивидендов и разворота денежно-кредитной политики (ДКП), относительная слабость рубля и сильные корпоративные результаты.
В ближайшие сессии возможны сильные движения в отдельных бумагах на корпоративных новостях, рассуждает Бахтин. В понедельник ТГК-1 опубликует операционные результаты за I квартал, а «Норникель» сообщит предварительные операционные квартальные показатели. Во вторник «Северсталь» обнародует финансовые и операционные результаты за I квартал, а совет директоров «Татнефти» обсудит выплату дивидендов.
В пятницу пройдет заседание совета директоров ЦБ по ключевой ставке, рынок ожидает ее сохранения на текущем уровне – 16%.
На этой неделе эффект от налогового периода на курс рубля достигнет своего пика, а жесткая ДКП продолжит благоприятно влиять на стоимость нацвалюты, продолжает стратег. Вместе с тем проблемой для рубля является отсутствие сигналов от властей относительно действия норм обязательной репатриации и продажи валютной выручки экспортерами, которое истекает в конце месяца, полагает Бахтин.

Прямой аналог «Кифы» на российском рынке, по словам Делицына, найти непросто. Но он отмечает, что это нормальная ситуация современного фондового рынка: свежие российские IPO отличаются новизной бизнес-моделей эмитентов во многом из-за уникальности глобальной политико-экономической ситуации. За рубежом по близкой модели цифровой b2b-платформы работают аргентинская MercadoLibre и китайская JD.com, резюмировал Делицын.

Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Людмила Рокотянская считает, что по мультипликаторам «Кифу» корректно сравнить с Ozon. По текущим значениям коэффициента EV/EBITDA «Кифа» (при EBITDA 87 млн руб.) выглядит дешевле – 66–77х против 180х. Однако важнее учитывать форвардные значения мультипликаторов, добавляет эксперт. На 2024 г. у Ozon EV/EBITDA находится в районе 36x. У «Кифы» его пока сложно оценить, резюмировала она.

Основной риск в «Кифе», по мнению Делицына, в том, что компания работает в сегменте рынка, который находится на раннем этапе развития. Рокотянская считает, что риски заключаются в низкой рентабельности капитала и малом размере бизнеса. Также, по мнению эксперта, стоит учитывать зависимость эмитента от внешнеторговых условий, таможенного регулирования и курса рубля.

Еще «Кифа» столкнется с конкуренцией со стороны других игроков e-commerce, резюмировала Рокотянская. Крупные российские маркетплейсы, такие, например, как Wildberries, уже заявляли о том, что они будут работать напрямую с китайскими поставщиками, добавляет Бессмертная. Но даже если они разберутся с логистикой, то налаживать вопросы платежей и цифровизации операционной деятельности могут годами, говорит она.

Тормозить бизнес «Кифы», по мнению эксперта, будет низкая информированность российского предпринимательского сообщества о преимуществах международной цифровой b2b-торговли в целом. Несмотря на то что аналогов платформы нет, о ней пока знает мало предпринимателей, добавляет она. Также присутствует определенное недоверие к азиатской и китайской ментальности – впрочем, как и наоборот, резюмировала Бессмертная.

Основателем платформы и председателем совета директоров «Кифы» является Сунь Тяньшу. АО «Кифа» зарегистрировано в 2013 г. Компания занимается оптовой торговлей потребительскими товарами с помощью платформы цифровой торговли между Россией и Китаем с фокусом на внешнеэкономической деятельности. Площадка напрямую соединяет поставщиков и покупателей на территории России и Китая.

В 2023 г. выручка «Кифы» выросла на 74,6% год к году до 5,7 млрд руб. Чистая прибыль при этом снизилась на 23,7% год к году до 53,2 млн руб. за счет роста финансовых расходов и убытка от курсовых разниц. Чистый долг на 31 декабря 2023 г. оказался отрицательным (-117 млн руб.). В своей отчетности эмитент отметил, что в I квартале 2024 г. произошло существенное увеличение объемов реализации – выручка выросла на 154% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.