У инвесторов возникли вопросы к Мосбирже по процедуре IPO
Они связаны с блокировкой средств и непрозрачностью аллокацииУ инвесторов есть вопросы к Мосбирже относительно процедуры IPO, рассказала директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России Ольга Шишлянникова на конференции газеты «Коммерсантъ».
К Мосбирже инвесторы имеют одну претензию – они не понимают необходимости блокировать 100% обеспечения, когда понятно, что их заявка на участие в размещении не будет удовлетворена полностью из-за переподписки книги заявок. Вторая претензия инвесторов к процедуре IPO, по словам Шишлянниковой, это непрозрачность аллокации (процентный показатель выполнения заявки).
Для формирования книги заявок используется биржевая инфраструктура, способная обработать тысячи заявок, сказал «Ведомостям» управляющий директор департамента фондового рынка Мосбиржи Борис Блохин. Дополнительную нагрузку на организаторов при формировании книги заявок создают инвесторы, которые подают не одну, а десятки и сотни мелких заявок для получения большей аллокации, что не имеет смысла, так как каждый инвестор в сделке идентифицируется системой, объясняет он. Биржа находится в постоянном контакте с участниками рынка и также планирует внедрить сервис, который позволит организаторам более эффективно проводить аллокацию, добавил он. Также биржа обсуждает вопрос оптимизации требований по обеспечению при сделках IPO.
Правила аллокации в основном публикуются уже после закрытия книги заявок и этот процесс непрозрачен для покупателя, подтверждает директор продуктов первичных размещений БКС Андрей Ванин. При этом большинство физлиц ошибочно думает, что за аллокацию отвечает брокер, но эта ответственность лежит на эмитенте и организаторе размещения бумаг, отмечает он.
Проблема блокировки 100% объема заявки вытекает из непрозрачности аллокации, когда даже биржа не знает ее параметров и не может заблокировать меньшую сумму с учетом возможной переподписки, отмечает руководитель управления развития клиентского сервиса «Финама» Дмитрий Леснов. Большинство клиентов БКС решают эту проблему самостоятельно, подавая заявки на участие в IPO в последние 1-2 дня перед размещением, отмечает Ванин.
Но есть на рынке и альтернативное мнение: рассмотрение заявок иначе, чем в объеме обеспечения, нарушило бы принцип равнозначного распределения, а удовлетворить заявки корректным образом было бы невозможно, говорит представитель «Цифра брокера».
Если брокер не заблокирует активы под заявку, то инвестор в погоне за преимуществом может отправлять заявки разного размера, иногда не имея для них обеспечения, и это исказит рыночное ценообразование, отмечает исполнительный директор Ассоциации розничных инвесторов Илья Херсонцев. К тому же у эмитента есть право решать, кому отдать предпочтение – розничным или институциональным инвесторам, добавляет он, отмечая текущий тренд на приоритет небольших розничных заявок.
Впрочем, у рынка есть вопросы и к инвестбанкам, которые организуют размещения акций. Зачастую они не раскрывают полные данные, на основе которых делали оценки компании, и прибегают к агрессивной рекламе, говорит источник в инвестбанке из топ-10. Это создает у физлиц ложное впечатление, что в IPO рекомендуют участвовать многие профучастники, но фактически это рекламный материал с отсутствием адекватной аналитики, поясняет источник.
Чтобы повысить прозрачность рынка IPO, можно было бы публиковать правила аллокации до закрытия книги заявок, говорит Ванин. Другим решением проблемы могло бы стать начисление процентов на остаток денежных средств, которые инвестор держит на брокерском счете под IPO, что позволит не терять доход, добавляет Херсонцев.
Поможет и регулирование коммуникации с инвесторами с учетом мировой практики, например Китая и Гонконга, отмечает источник в крупном профучастнике. По его мнению, выпускаемые к IPO коммерческие материалы должны содержать уведомление крупным красным шрифтом о том, что созданы на заказ или в интересах продажи, а выпустивший аналитику брокер получил за это комиссию от эмитента, говорит собеседник. Необходима также публикация независимой аналитики и полный доступ к информации об эмитенте до IPO, чтобы инвесторы могли руководствоваться разными, а не только «проспонсированными» мнениями, продолжает он. Следует запретить и любые спекуляции на тему переподписки, резюмировал источник.