Что можно упаковать в цифровые финансовые активы

Эксперты считают, что потенциал инструмента не ограничен
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Операторы информационных систем (ОИС) уже выпустили цифровые финансовые активы (ЦФА) на драгоценные металлы, квадратные метры и рублевую ликвидность. Но все же ЦФА пока ассоциируются с долговыми инструментами. Опрошенные «Ведомостями» эксперты уверены, что, как только на рынке станет больше инвесторов и эмитентов, а регулирование устаканится, выпускать ЦФА будут на любой известный актив.

ЦФА, автобус и поезд

ЦФА – это инновационный инструмент, который в основном находит применение при регулярных сделках с сырьем, продукцией, а также материальными активами между крупными и средними компаниями, говорит аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. По его словам, для доверяющих друг другу участников ЦФА предоставляют потенциальную возможность автоматизации, ускорения и сокращения издержек на однообразных довольно крупных сделках.

Преимущество ЦФА также заключается в его в гибкости, добавляет эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов: их легче выпускать, дробить и переносить на любую инфраструктуру. Они не требуют депозитария, так как хранятся в распределенном реестре, т. е. у всех участников сразу, объясняет эксперт. Поэтому токенизировать и вывести на торги можно, в принципе, любую компанию, допускает Емельянов, а вот провести долгую и дорогую эмиссию акций могут далеко не все.

Рассуждать о ЦФА в сравнении с акциями не совсем корректно, говорят аналитики «Тинькофф инвестиций», это похоже на сравнение автобуса и поезда – оба транспортные средства, но используются по-разному и для разных целей. По их словам, ЦФА чаще всего ассоциируются с облигациями, потому что подавляющая часть существующих выпусков – на денежные требования с фиксированной или плавающей процентной ставкой. Это связано с тем, что технологически и в плане развития нормативных требований рынок все еще находится на начальной стадии и его участники выпускают те ЦФА, которые проще структурировать, объясняют аналитики.

Облигации или долги в формате токенов могут оказаться ликвиднее, чем сами облигации, поскольку их проще сравнивать по сроку и доходности, допускает Емельянов. Если ставки привлекательные, риски понятные, а дата погашения известна, то ЦФА могут быть удобнее бондов, уверен эксперт. Долговые обязательства в ЦФА сложнее заблокировать, не дать к ним доступ, ограничить действия, связанные с ними, добавляет руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-форекса» Александр Шнейдерман. Именно в этом и заключается смысл использования данных активов – на них меньше влияния у мировых финансовых систем, говорит он.

ЦФА позволяют инвесторам более гибко управлять своими активами, в то время как облигации обычно имеют фиксированный срок и доходность, говорит младший директор банковских рейтингов НРА Наталия Богомолова. ЦФА можно выпускать на любые сроки и суммы, но в настоящее время большинство выпусков имеют срочность от месяца до полугода, добавляет эксперт. Потенциально ЦФА представляют собой более быстрые и дешевые выпуск и размещение, продолжает она, отсутствие требований по регистрации эмиссионной документации и раскрытию информации эмитентами, отсутствие посредника при размещении.

Плюс в том, что тот, кто выпускает ЦФА, получает возможность привлечь деньги быстрее и с меньшим объемом затрат, чем при выпуске облигаций, говорит Делицын. Предполагается, что кредитор понимает, кому и на что дает деньги, поэтому его не так защищают, добавил эксперт. Но с другой стороны, на фондовом рынке миллионы небольших инвесторов очень часто совершают сравнительно небольшие сделки, напоминает Делицын. По его мнению, технологии распределенного реестра, которые используют ЦФА, не рассчитаны на такие скорости.

Недостатки токенизированных облигаций известны, перечисляет Емельянов: нет истории, нет накопленного опыта, а инфраструктура не прошла проверку кризисом. Есть вероятность, что токены будут еще долгое время неликвидны, волатильны и крайне рискованны для инвестиций, особенно со стороны новичков рынка, добавил эксперт. Так что потребуется какое-то время, чтобы долговые ЦФА потеснили облигации, резюмировал он.

Недостаток ЦФА в фрагментированности инфраструктуры и их ликвидности, говорит Богомолова, в настоящее время на рынке 10 операторов информационных систем (ОИС), поднадзорных ЦБ и входящих в реестр, а также один оператор обмена ЦФА – Московская биржа. У каждой ОИС свой распределенный реестр, что снижает ликвидность инструмента, поскольку нет единой площадки и, соответственно, нет активного вторичного рынка, объясняет эксперт. Технологические проблемы говорят о том, что рынок ЦФА требует комплексной автоматизации, сбои в работе могут привести к потерям для инвесторов, резюмировала она.

ЦФА и остальные инструменты

Опрошенные «Ведомостями» эксперты оптимистично смотрят на будущее ЦФА. Компетентному покупателю они дают возможность стать владельцем сырьевых или товарных ресурсов, в которых он разбирается, уверен Делицын. Он также допускает, что ЦФА могут найти применение при сделках с акциями на внебиржевом рынке, например при совершении pre-IPO.

Можно токенизировать любые ценные активы, уверен Емельянов. Например, не весь сектор недвижимости, но конкретный жилой комплекс, район или город. Можно превратить в ЦФА разные виды кредитов, т. е. секьюритизировать, продолжает он. Можно вывести на торги земельные участки, драгоценные слитки на хранении, ценные вина или коллекционные предметы. Что угодно из того, на что найдется спрос, говорит эксперт.

Фактически использование ЦФА возможно в любой сфере финансов, соглашается Шнейдерман. В качестве примера он приводит цифровую ипотеку. Такой инструмент мог бы быть интересен тем гражданам, которые хотели бы воспользоваться более инновационными способами кредитования, допустил эксперт.

Потенциально ЦФА – это гибкий инструмент, в который можно «завернуть» практически любые экономические правоотношения между эмитентом и инвестором с любым базовым активом, говорят аналитики «Тинькофф инвестиций». Но на данный момент нет устоявшихся практик выпуска нестандартных ЦФА, добавляют они. Для их развития требуется практика на рынке: больше выпусков, больше инвесторов в ЦФА, больше прозрачности в регулировании и т. д.

Цифровое право – это оболочка, в которую потенциально при надлежащем регулировании могут быть упакованы практически любые инструменты, говорит генеральный директор юридического бюро Sagrada Legal и председатель комиссии по ЦФА Торгово-промышленной палаты Олег Ушаков. По его словам, на рынке имеется большой спрос на токенизацию объектов недвижимости. Он также видит большой интерес к ЦФА со стороны эмитентов и инвесторов из дружественных стран, например из Республики Беларусь. Для этих целей необходимо также «подкрутить» законодательство и решить ряд технических вопросов, уточняет эксперт.

Что еще нужно поменять

Большой потенциал имеют ЦФА, которые урегулированы законом, но не выпускались до настоящего времени, говорит Ушаков, это права участия в капитале непубличных акционерных обществ, в так называемых цифровых акциях, квазидепозитарных расписках и опционах на ценные бумаги. В данной части законодательство также должно быть усовершенствовано, считает Ушаков. Еще один важный вопрос – целесообразно четко описать последствия банкротства и ликвидации ОИС, добавил он.

Главным препятствием для эмитентов ЦФА является налоговая неэффективность, считают аналитики «Тинькофф инвестиций». Ее требуется ликвидировать на законодательном уровне, рассуждают эксперты, в противном случае для эмитента кредит или облигация будут оставаться более выгодным инструментом привлечения капитала, а при создании сложных структурных ЦФА у эмитента не будет сходиться экономика.

Один из основных вопросов, который необходимо решить для развития рынка ЦФА, – это создание регуляторных условий для идентификации пользователей «в один клик», говорит Ушаков. Эксперту также кажется нелогичным содержащееся в законе ограничение: цифровые акции могут выпускать только непубличные общества. Пока не проработано регулирование о цифровых акциях и в других аспектах, объясняет он: акционеры должны пользоваться своими правами, т. е. голосовать и получать дивиденды, как в обычных акционерных обществах, т. е. через посредников. Практически реализовать это в отношении ЦФА будет проблематично, сомневается эксперт.

Представляется, что акционерные общества, акции которых выпускаются в виде ЦФА, должны быть построены на началах мира децентрализованных финансов (DeFi), предполагает Ушаков. Минимизация посредников позволит избежать тех сложностей, которые возникли с классическими акциями, учитываемыми в недружественных депозитарных организациях, рассуждает эксперт, а также привлечь широкое число в том числе иностранных инвесторов из дружественных юрисдикций. Международное ICO (первичное публичное размещение токенов) вполне может стать заменой IPO (первичное публичное размещение акций), допустил Ушаков, но для этого необходимо доработать регулирование.