Цифровые финансовые активы против ценных бумаг: преимущества, недостатки и различия

Пока рынок ЦФА неликвиден и малопонятен для компаний и инвесторов с точки зрения ценностей
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Платформы выпуска цифровых финансовых активов (ЦФА) ждут в 2024 г. четырехкратного роста рынка, который достигнет 125 млрд руб., а число выпусков превысит 300 штук. Но и эта оценка потенциала мизерна в сравнении с объемами фондового рынка России в целом и облигационного (с облигациями часто неформально сравнивают ЦФА) – в частности. Для сравнения: только в ноябре на Мосбирже размещено 82 выпуска облигаций на 3,2 трлн руб.

В свою очередь участники рынка ЦФА видят у этого инструмента ключевое преимущество перед облигацией: он может быть дешевле для эмитента (без посредника), а «упаковать» в ЦФА можно далеко не только облигацию. «Ведомости» разбирались, в чем разница ЦФА и ценных бумаг и можно ли ставить эти инструменты в противовес друг другу.

Чем ЦФА отличается от ценных бумаг

В общем смысле цифровые финансовые активы – это те же акции, облигации и финансовые инструменты, только существуют они в двоичном формате, говорит эксперт технологической практики «ТеДо» Елизавета Ковалева. Инвестор может ими владеть и распоряжаться. Любой актив может выступать в качестве обеспечения ЦФА – это могут быть акции, облигации, металлы, векселя, интеллектуальная собственность и многое другое.

Главное отличие ЦФА от ценных бумаг заключается в технологической основе этого инструмента, говорит Ковалева. ЦФА – это эквивалент ценных бумаг, но созданный с помощью технологии распределенного реестра – в большинстве случаев блокчейна.

Основное отличие состоит в том, что выпуск, учет и обращение цифровых прав происходит на основе систем распределенного реестра (блокчейна) с использованием смарт-контрактов, говорит управляющий директор по рейтингам структурированного финансирования агентства «Эксперт РА» Александра Веролайнен. Фактически, ЦФА являются видом токена, который выпускается в виде записи в блокчейн-системе и удостоверяет право владения чем-либо, объясняет Ковалева. Токен представляет собой цифровую запись, которая свидетельствует о вашем праве владеть цифровым активом. Блокчейн обеспечивает неизменяемость истории транзакций и их надежную защиту, дополняет Веролайнен. 

Вся инфраструктура выпусков российских ЦФА построена на базе не публичных, а приватных блокчейнов операторов информационных систем (ОИС), поднадзорных Банку России и входящих в реестр ОИС, обращает внимание Веролайнен. Еще одним заметным отличием ЦФА от ценных бумаг она называет отсутствие требований по регистрации эмиссионной документации и раскрытию информации эмитентами.

Преимущества ЦФА

Этот механизм обеспечивает надежность владения финансовым активом, говорит генеральный директор платформы «Лайтхаус» Денис Иорданиди. Распределенный реестр, в котором хранятся записи о ЦФА, позволяет составлять смарт-контракты. Их исполнение может быть полностью автоматизировано, что исключает человеческий фактор и позволяет ускорить операции с ЦФА по сравнению с с ценными бумагами.

Одним из основных преимуществ ЦФА является разнообразие форм инструментов, которые могут выпускаться через цифровую оболочку с гибкими условиями выплат, говорит Веролайнен. Пока подавляющее большинство выпусков, размещенных на российском рынке, представляют собой простые денежные требования, но уже были дебюты выпусков с привязкой выплат к стоимости драгметаллов, бриллиантов или квадратного метра жилой недвижимости. Также перспективным эксперту видится направление гибридных инструментов, объединяющих свойства ЦФА и утилитарных цифровых прав: эти выпуски могут включать условия неденежных расчетов, прямой поставки товара или услуги. Облигации же не имеют такой опции. Таким образом, резюмирует Веролайнен, через ЦФА могут оформляться сделки на товарном рынке или создаваться привлекательные инвестиционные продукты с физической поставкой актива.

Для бизнеса выпуск ЦФА также может нести преимущества, отмечает Ковалева: это прежде всего быстрый и дешевый выпуск и размещение, надежность защиты данных за счет блокчейна; выход на новые рынки финансирования; сокращение сроков получения финансирования для бизнеса.

Недостатки ЦФА

Цифровые финансовые активы – это новый продукт на рынке инвестиций и в большинстве случаев он отличается от традиционных финансовых инструментов, поэтому рынок цифровых активов пока очень далек по объемам от рынка традиционных ценных бумаг, говорит Иорданиди.

Сейчас на рынке два основных недостатка, считает руководитель практики «Цифровая экономика» юридической компании GMT Legal Денис Поляков: юридический, заключающийся в отсутствии специальных гарантий инвесторам (например, раскрытие информации о выпуске), а также экономический, связанный с отсутствием ликвидности у ЦФА как инструмента, что не позволяет использовать в полной мере его гибкость.

Веролайнен из «Эксперта РА» основным недостатком рынка ЦФА называет именно его ограниченную ликвидность и отсутствие активного вторичного рынка, что в том числе обусловлено фрагментацией инфраструктуры. На текущий момент в реестры ЦБ РФ включены 10 ОИС и 1 оператор обмена ЦФА. Операторы, которые различаются по своему профилю и бизнес-моделям, пока не интегрированы между собой. В контексте вторичного рынка это позволяет говорить не о едином рынке ЦФА, а об отдельных рынках ЦФА каждого отдельного оператора. Тем не менее появление оператора обмена в лице Московской биржи, а также создание мостов между операторами должно повысить ликвидность и надежность рынка в среднесрочной перспективе.

Высокая скорость размещения и отсутствие посредников тоже имеет свои нюансы, считает Веролайнен. Быстрота размещения, которая особенно важна для привлечения краткосрочной ликвидности, доступна после прохождения первичного онбординга эмитента на площадке, а это может занимать несколько недель. Также сам выпуск пока требует подписи первого лица компании, продолжает эксперт, что может сильно ограничивать выход на рынок крупных компаний. 

Отсутствие посредников как преимущество работает только для платформ-банков с широкой собственной клиентской базой и при адресных размещениях, продолжает Веролайнен: в остальных случаях необходим посредник, например брокер, который, выступая в роли агента, сможет гарантировать дистрибуцию ЦФА среди инвесторов. Как следствие, резюмирует эксперт, при рыночном размещении комиссия такого агента может сильно уменьшить выгоды низкого вознаграждения самой площадки.

Распространено также мнение, что операции с ЦФА влекут за собой риск кибер-мошенничества за счет технологической основы инструмента, отмечает Ковалева. Но она не считает этот риск существенным из-за того, что блокчейн – довольно защищенный и труднодоступный для взлома и мошенничества механизм за счет хранения информации в виде информационных блоков в распределенной сети серверов.

Что выбрать: ЦФА или ценные бумаги

Сейчас вторичный рынок ЦФА находится в стадии становления, говорит Иорданиди. Поэтому нужно учитывать все риски эмитента ЦФА и отбирать только добросовестных и крупных эмитентов. Большая часть ЦФА сейчас доступна узкому кругу юридических лиц, а физические лица зачастую вообще не имеют возможности приобрести такой актив, согласен Поляков. 

Выбирать между классическими и цифровыми финансовыми активами стоит опираясь на риски, которые превалируют для вас как для инвестора на момент принятия решения, говорит Ковалева. Если в приоритете проверенность и долгосрочность инструмента – скорее всего, в приоритете будут классические инструменты, рассуждает она. Если главенствуют высокая скорость приобретения и продажи инструментов, низкие расходы на услуги брокера (комиссии), быстрота проведения самой операции и надежность защиты данных, которая обеспечивается благодаря технологии блокчейн, то имеет сделать выбор в пользу ЦФА.

Все устроено точно так же, как при выборе инвесторами активов на классическом рынке, говорит Ковалева: выбирая между акциями, облигациями, паевыми фондами, деривативами и другими активами, каждый инвестор определяет для себя плюсы и минусы каждого из них, а затем принимает решение.

У рынка ЦФА есть перспективы получить определенный приток капитала от частных инвесторов, но инициатива сейчас находится в руках операторов информационных систем и ЦБ, резюмирует Поляков.