Риски сезонности и ужесточения регулирования станут для Whoosh ключевыми
Но у компании при текущих темпах роста бизнеса есть шансы на успешное IPOКрупнейший российский оператор аренды электросамокатов Whoosh планирует провести IPO. Сроки сделки и параметры предложения компания не раскрывает – только то, что размещение пройдет «в зависимости от рыночной конъюнктуры». Планируется как допэмиссия бумаг, так и продажа части своих долей нынешними владельцами, сообщила компания 28 ноября. При этом акционеры (крупнейший с долей в 44,7% – основатель и гендиректор Дмитрий Чуйко) сохранят значительную долю в Whoosh и продолжат управлять ею.
Привлеченные средства Whoosh планирует использовать на финансирование деятельности, в том числе на расширение парка электросамокатов и экспансию в регионы.
В преддверии IPO Whoosh подала заявление на включение обыкновенных акций в список ценных бумаг, допущенных к торгам на Мосбирже. Согласно проспекту эмиссии бумаг, новые акции в количестве 50 млн шт. будет выпускать ПАО «ВУШ холдинг».
Бизнес кикшеринга
На Whoosh по итогам 2021 г. пришлось около 47% всех поездок на электросамокатах в России. К 30 сентября парк компании вырос в 2 раза с начала года – до 81 800 шт. Группа также развивает бизнес в крупнейших городах Казахстана и Белоруссии, включая Алма-Ату, Астану и Минск. В мобильном приложении Whoosh зарегистрировалось более 11,3 млн человек, годом ранее этот показатель составлял 6 млн человек.
Быстрый рост бизнеса отражается в динамике выручки: за 2021 г. она выросла в 4,8 раза до 4,1 млрд руб. В первом полугодии 2022 г. рост продолжился – показатель достиг 3,2 млрд руб., превысив аналогичный результат 2021 г. в 1,6 раза. Компания прибыльна с первого года существования. За 2021 г. Whoosh заработала 1,8 млрд руб. – это в 8 раз выше показателя 2020 г. Но в первом полугодии чистая прибыль снизилась: до 385 млн против 1 млрд руб. год назад. Согласно отчетности по МСФО, маржинальность EBITDA в январе – июне составила 43%, а чистой прибыли – 12%, пишут аналитики «Тинькофф инвестиций».
Помимо прочего, компания платит дивиденды. Дивидендная политика Whoosh привязана к чистой прибыли и показателю «чистый долг/EBITDA». Если он ниже 1,5, акционерам направляется 50% чистой прибыли, если в диапазоне 1,5–2,5 – 25% чистой прибыли, если выше 2,5 – дивиденды не выплачиваются. В 2021 г. коэффициент составил 0,9, компания направила на дивиденды 1 млрд руб.
Перспективы бизнеса
Whoosh планирует увеличить проникновение сервиса в городах присутствия и выходить в новые города России и на рынки стран СНГ, говорится в проспекте эмиссии. Компания будет учитывать потенциальные возможности города, например структуру населения, средний уровень дохода и плотность транспортных потоков.
Оператор хочет запустить центры восстановления самокатов, в которых будет проводить капитальный и текущий ремонт парка. Первый такой центр планируется запустить в I квартале 2023 г. Whoosh также продолжит локализацию производства наиболее востребованных комплектующих и хочет выпускать собственные модели.
У Whoosh в планах создание «единой платформы городской микромобильности» за счет расширения линейки доступного для аренды транспорта. Компания хочет обеспечить «бесшовное» передвижение по городу за счет интеграции сервиса в городскую систему, например в тарифных планах «Тройки».
Риски
Риски, которые могут негативно повлиять на деятельность Whoosh, делятся в проспекте на семь категорий: финансовые, отраслевые, стратегические, страновые и региональные, правовые, риск потери деловой репутации и связанные с деятельностью компании.
Наиболее значимая угроза – отсутствие полноценного законодательного регулирования в отношении электросамокатов, а также его ужесточение. К моменту публикации проспекта правительство дало электросамокатам статус «средств индивидуальной мобильности» и ограничило максимальную скорость передвижения на них до 25 км/ч. Эти правила начнут действовать с 1 марта 2023 г. Пока же человек на самокате считается пешеходом.
Второй по значимости риск – нестабильность российской экономики. Помимо основного (неустойчивые темпы развития) туда входит влияние ограничений со стороны США, ЕС и других стран. Нет никаких гарантий того, что какие-либо меры, принятые российским правительством для смягчения эффекта санкций, приведут к восстановлению экономики в долгосрочном периоде, признают в Whoosh.
После нестабильности экономики идет угроза возможных военных конфликтов и дальнейшие санкции. Whoosh не может полностью исключить введение чрезвычайного положения в отдельных регионах, где компания ведет свой бизнес, и в России в целом. А в связи с проведением спецоперации на Украине эти риски повысились и не могут быть оценены Whoosh, так как зависят не от компании, а от ситуации в мире, России и отдельных ее регионах.
Четвертый значимый риск – конкуренция. Как в сегменте электросамокатов, так и в транспортном секторе в целом (автобусы, автомобили, трамваи, метро, пешие прогулки и проч). Основные конкуренты Whoosh – Urent и «Яндекс Go». Компания также конкурирует с городскими сервисами велопроката и сервисами каршеринга Delimobil, «Яндекс Go», «Ситидрайв» и Belka Car, сервисами такси («Яндекс Go» и «Ситидрайв»). Некоторые из этих компаний, считают в Whoosh, могут иметь больше ресурсов (финансовых, технических, маркетинговых и проч.), узнаваемости среди потребителей и более широкую пользовательскую базу.
Для минимизации риска Whoosh изучает данные рынка, на их основе наращивая размер флота во всех городах присутствия. Для удержания пользователей компания разрабатывает программы лояльности, промопроцессы с использованием сегментации потребителей на основе их поведения и новые тарифы и пакетные предложения.
Пятый риск – воздействие погодных условий. Сезонность бизнеса (там, где присутствует Whoosh, холодный период приходится на ноябрь – март) может создавать риски управления денежными потоками. Но компания учитывает этот фактор при их прогнозировании, создавая запас ликвидности в высокий сезон для функционирования бизнеса в холодный период. Кроме того, сезонность результатов деятельности может измениться за счет экспансии в южных регионах.
Whoosh выделяет ряд других потенциальных угроз: негативное освещение отрасли в информационном поле, трудности с анализом бизнеса и перспективами его развития из-за ранней стадии развития рынка, сложности с привлечением новых пользователей, резкое колебание курсов валют (основные комплектующие закупаются в Китае в юанях) и цен на запчасти, снижение потребительской активности, падение рентабельности бизнеса из-за высокой инфляции, рост ставок по кредитам (в июне компания привлекла рублевый облигационный заем на 3,5 млрд руб. с квартальным купоном под 13,5% годовых на три года) и проч.
Не время для IPO
Сейчас не лучшее время для размещений, считают аналитики. Спрос на бумаги заметно упал, напоминает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов: обороты торгов в российском сегменте акций за последние полгода сократились на треть. Поэтому многие компании пока не решаются выходить на биржу, хотя желающих было довольно много, обращает внимание Емельянов: от «Сибура» до «Делимобиля».
На 0,81% пал в понедельник индекс Мосбиржи
Бенчмарк российского фондового рынка 28 ноября упал по итогам основной торговой сессии на 0,81% до 2177 пунктов. Его долларовый аналог индекс РТС потерял 1,63% до 1122 пунктов. Доллар за день прибавил 72 коп. до 61,2 руб., евро – 93 коп. до 63,8 руб. Юань укрепился на 2 коп. до 8,43 руб. Лидерами роста стали бумаги «Полюса» (2,33%), «Русгидро» (0,85%), «Сургутнефтегаза» (0,62%), X5 Group (0,32%), «Полиметалла» (0,12%). Лидерами падения стали бумаги «Яндекса» (-5,58%), «Новатэка» (-2,29%), GLTR (-1,65%), TCS (-1,45%), МКБ (-1,29%). Российский рынок акций на старте недели умеренно корректировался вниз вслед за спадом котировок нефти и охлаждением общерыночного риск-аппетита, говорит инвестиционный стратег «БКС мир инвестиций» Александр Бахтин. Основной причиной снижения цен на нефть и ухудшения рыночных настроений стали новости из Китая, где в выходные был побит суточный рекорд по числу заражений коронавирусом, растет вероятность расширения локдаунов и вместе с тем недовольство населения жесткими карантинными мерами. Влияние внешнего негатива на российский рынок смягчалось ослаблением рубля, продолжает он. Помимо китайского вирусного негатива над рынком довлеет неопределенность вокруг потолка цен на российскую нефть. Решения и заявления стран ЕС и G7 могут провоцировать волатильность на рынке нефти и в отечественных биржевых индексах. По оценкам БКС, 29 ноября индекс Мосбиржи будет формироваться в пределах 2125–2225 пунктов. Рубль сдавал позиции к доллару – пик поддержки со стороны ноябрьского налогового периода остался позади. В то же время цены на нефть продолжили снижаться в свете опасений за спрос в КНР, где фиксируется прирост заболеваемости COVID-19 и расширяются карантинные меры, объясняет Бахтин. На рынке рублевого долга картина остается в целом нейтральной. В ближайшее время рубль будет тяготеть к умеренному ослаблению, прогнозный диапазон на вторник – 60–62 руб./$, следует из оценки БКС.
Основные инвесторы на российском рынке теперь граждане, а не фонды, добавляет аналитик ИК «Велес капитал» Артем Михайлин. В таких условиях большинство компаний не уверены, что смогут получить при размещении оценку, на которую рассчитывали. К этому добавляется и то, что риски и ограничения от публичного статуса теперь для некоторых перевешивают плюсы, объясняет эксперт.
С другой стороны, продолжает Емельянов, у инвесторов есть дефицит идей. Если на рынке всего одно IPO в год, то при правильном подходе оно почти обречено на успех, полагает он: инвесторы будут покупать хотя бы из интереса к новой бумаге. Существуют инвесторы, которые хотят вкладываться в IPO при любом внешнем фоне, замечает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. На таком фоне Whoosh с выручкой в 3,2 млрд руб. за первое полугодие выглядит монстром, признает эксперт. Поэтому если российские инвесторы не радикально отличаются от остальных, то IPO сервиса Whoosh на Московской бирже вызовет интерес у широкого круга. Тем более у компании есть все шансы показать годовой оборот свыше 6 млрд руб. выручки – такая история, конечно, привлечет инвесторов, согласен Емельянов.
Когда сервисы кикшеринга (аренды самокатов) только появлялись, не было уверенности, что эта бизнес-модель может быть жизнеспособна в России за пределами МКАД, иронизирует Михайлин. Также бизнес считается сугубо сезонным и невостребованным почти полгода, пока лежит снег. На деле пока Whoosh удавалось демонстрировать крайне быстрый рост, кратно расширяя флот и число оперируемых локаций, отмечает аналитик, а также демонстрировать высокую рентабельность – даже несмотря на появление крупных конкурентов вроде «Яндекса», резюмирует эксперт.
Основными рисками для показателей деятельности Whoosh может стать общая макроэкономическая конъюнктура, усиление регулирования со стороны администраций городов и ГИБДД, а также высокая конкуренция, считает управляющий директор по инвестициям УК ПСБ Андрей Русецкий.