ВТБ предложил обменять заблокированные активы розничных инвесторов

Нерезидентам разрешить выкупить иностранные бумаги у россиян, а взамен – позволить продать российские
Инициатива обменять заблокированные активы розничных инвесторов вполне жизнеспособна, но все зависит от деталей такого взаимозачета
Инициатива обменять заблокированные активы розничных инвесторов вполне жизнеспособна, но все зависит от деталей такого взаимозачета / Андрей Гордеев / Ведомости

У ВТБ есть идея, как поступить с заблокированными иностранными ценными бумагами российских инвесторов: запустить торговлю бумагами на внутреннем рынке и разрешить нерезидентам их выкупать, а в обмен на это – дать возможность избавиться от российских. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал председатель правления ВТБ Андрей Костин.

ВТБ предлагает для схемы использовать средства иностранных держателей со счетов типа С. Нерезидентам стоит разрешить поэтапную продажу российских акций на внутреннем рынке, а на вырученные средства – целенаправленно выкупать у российских инвесторов иностранные ценные бумаги, заблокированные из-за действий Euroclear и «иных вышестоящих иностранных депозитариев».

«Конечно, для реализации этой схемы нужно запустить торговлю такими бумагами и разрешить иностранцам их выкупать, это должен быть регулируемый процесс», – отметил Костин. По словам банкира, он уже проговаривал эту идею с руководством Банка России и правительством. «Она, в принципе, поддержана, необходимо только проработать детали», – уточнил Костин. «Ведомости» направили запрос в ЦБ.

Инвестиции иностранцев в российский рынок и россиян – в западный находятся, скорее всего, в паритете, предположил Костин. Но если разница все-таки будет, то ее можно нивелировать за счет дополнительных мер, включая создание либо специальной компании или фонда, которые примут активы на себя.

В перспективе будет правильным открыть торги на «СПБ бирже» теми иностранным бумагами, которые в настоящий момент учитываются в расчетном депозитарии биржи на неторговых разделах, предлагает Костин: клиенты, купившие ценные бумаги на российской площадке, должны иметь возможность их там же реализовать при желании, в том числе с расчетами в рублях.

Второе направление, на которое, по мнению банкира, нужно обратить внимание, это получение разрешений OFAC (Управление по контролю за иностранными активами Минфина США) на разморозку своих активов самими гражданами. «Но этот путь длинный и сложный, хотя и здесь мы готовы оказывать нашим клиентам всяческую помощь», – резюмировал Костин.

Международные депозитарии Euroclear и Clearstream в конце февраля закрыли «мост» с Национальным расчетным депозитарием (НРД), а в начале июня Евросоюз ввел против него санкции, законодательно отрезав российских инвесторов от своих ценных бумаг. Заблокированные активы оказались как минимум у 5 млн человек, иностранных акций заморожено на 320 млрд руб., оценивал ЦБ. Всего же, по оценке регулятора, в НРД зависло ценных бумаг на 6 трлн в рублевом эквиваленте. Глобальные инвесторы владеют российскими ценными бумагами на сумму не менее $150 млрд, сообщало издание Financial Times. По данным Банка России (на основе данных Мосбиржи), на конец 2021 г. иностранные инвесторы держали долларовые долговые обязательства России на сумму $20 млрд, рублевые ОФЗ на $41 млрд, объем российских акций в портфелях нерезидентов составлял $86 млрд.

Реальность идеи

У нерезидентов общая сумма заблокированных активов существенно превышает заблокированные средства наших инвесторов, рассуждает начальник отдела инвестиционных продуктов и технологий УК «Открытие» Евгений Горбунов, поэтому обмен был бы максимально комфортным для российских инвесторов и позволил бы осуществить продажу по рыночным условиям без учета дисконтов.

Инициатива вполне жизнеспособна, но все зависит от деталей такого взаимозачета, считает Горбунов: для их проработки нужна нормативная база и правильная система учета. Он считает, что возможно создание отдельного рынка, где бы могли встречаться резиденты с нерезидентами. При создании отдельного фонда вопрос разблокировки всех активов будет просто отложен, говорит Горбунов: в случае успешной реализации обмена проблему можно решить полностью. В УК «Открытие» эту идею поддерживают.

Возможно, идея с «обменом» изящнее предыдущих, но не до конца понятно, как это можно реализовать на практике, говорит руководитель направления по взаимодействию с государственными органами УК «Альфа-капитал» Николай Швайковский: прежде всего, кто со стороны иностранных инвесторов будет выступать стороной переговорного процесса. Маловероятно, что иностранные регуляторы согласятся на это, рассуждает эксперт, а поправок на российской стороне будет недостаточно, если на принятые условия не согласится другая сторона.

Важна и оценка стоимости активов, которая должна устроить все стороны, отмечает Швайковский: в отсутствие открытого рынка оценка некоторых видов активов станет отдельным предметом спора. Это самая большая неопределенность в реализуемости предложенной стратегии, соглашается генеральный директор «Росбанк капитала» Олег Галкин: успех идеи будет зависеть от оценки «рыночных» цен на активы, которая для заблокированных ценных бумаг зачастую в принципе невозможна из-за отсутствия сделок по ним.

Рассматривать такую схему можно, только если регулирующие органы стран примут такое решение, говорит руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов. Нерезидентам такая инициатива откроет окно для выхода, говорит Горбунов, потому им необходимо продать активы, которые они по инвестиционной декларации уже не могут держать. По наблюдениям Леснова, многие нерезиденты готовы выйти по любыми ценам, чтобы получить хоть какую-то часть своих активов.

К слабым местам предложения можно отнести сложность самой схемы, которая требует еще большой работы, включающей проработку технических решений и изменений в нормативных актах, отмечает Галкин. Также он считает, что временная очередность выполнения таких операций может создать неравные условия для участников рынка.