Климатический пузырь

Прагматичный подход к эффективности использования энергии должен возобладать над борьбой с выбросами парниковых газов

В последние несколько десятилетий все в мире привыкли бороться с глобальным потеплением за счет сокращения выбросов углекислого газа. И вдруг президент США Дональд Трамп неожиданно заявил, что США отказываются от этой парадигмы и будут делать упор на увеличение добычи и экспорта углеводородов. Что же случилось? Понять причины резких колебаний энергетической политики разных стран невозможно без осознания интересов крупных финансовых инвесторов. Финансовые инвесторы стремятся «надувать рыночные пузыри» для обогащения, а государства и корпорации формируют свою стратегию в зависимости от того, какие источники энергии им доступны.

Зависимость от импорта углеводородов побудила власти США и Европы обратить внимание на возобновляемую энергетику. Планировалось, что солнечные панели и ветряки можно будет использовать не только для обеспечения внутреннего энергетического рынка, но и для масштабного экспорта. Еще в 1979 г. 39-й президент США Джеймс Картер приказал установить солнечные панели на крыше Белого дома. Однако низкие цены на нефть и газ подкосили рентабельность производства солнечных панелей и ветряков в США и Европе. Хотя для возобновляемой энергетики власти предоставляли режим наибольшего благоприятствования в виде многочисленных дотаций и налоговых льгот. Потребителей заставляли покупать возобновляемую энергию по более высоким ценам.

Спекулянты практиковали надувание ценовых пузырей на рынках углеводородов и возобновляемой энергетики. Как-то на энергетической конференции я слушал доклад профессора из Нидерландов, который говорил о преимуществах солнечных панелей над традиционной энергетикой. Среди прочего он рассказал, что создал компанию по производству солнечных панелей и на пике стоимости ее капитализация превышала $1 млрд. Правда, потом его компания проиграла конкуренцию китайским панелям и обанкротилась. Сейчас Китай является абсолютным мировым лидером по производству солнечных панелей и ветряков.

Следствием любви к возобновляемой энергии стала любовь к электромобилям, которые следовало этой энергией заряжать. Здесь также были надуты пузыри капитализации американских и европейских производителей электромобилей. Результат оказался аналогичным. В настоящее время абсолютным лидером по производству электромобилей стал Китай.

В конце 2000-х гг. американцы догадались совместить бурение горизонтальных скважин в сланцевых породах с гидроразрывом пласта. В Америке в 2008 г. было сосредоточено практически столько же буровых установок, сколько и во всем остальном мире. В результате инвесторы из разных стран вложили свои деньги в добычу нефти и газа в США. Производство углеводородов в стране резко возросло, что привело к снижению цен и разорению многих инвесторов. Сейчас они обращают больше внимания на выплату дивидендов, чем на рост добычи.

Сегодня США – мировой лидер по объемам добычи нефти и газа. Трамп этим очень гордится. Он призывает инвестировать в американскую добычу углеводородов и строительство экспортной инфраструктуры. Однако не стоит забывать, что высокая себестоимость добычи сланцевой нефти и газа делает эту отрасль крайне зависимой от цен на них. Уже при нынешних котировках добыча нефти в США расти не будет, скорее мы увидим тенденцию на снижение производства. Это может подтолкнуть Трампа к агрессии против какой-либо страны, добывающей нефть и газ, чтобы убрать ее с рынка. Например, против Ирана.

Нестабильность выработки возобновляемой энергии приводит к необходимости развития вспомогательных мощностей либо в виде газовой генерации, либо аккумуляторов. Содержание таких мощностей неминуемо делает возобновляемую энергию дороже. Для решения этой проблемы было предложено использовать излишки возобновляемой энергии для разделения воды на кислород и водород. А когда возникнет дефицит солнечной и ветровой энергии, его можно будет возместить водородом. Пока доказать экономическую эффективность данной модели на практике не смог никто. Даже надуть масштабный «водородный пузырь» не удалось. Известно, что на выделение водорода из воды тратится больше энергии, чем потом можно получить из этого водорода. До сих пор порядка 98% водорода извлекается из ископаемых топлив (в основном из природного газа). При этом более половины мощностей по производству водорода с помощью возобновляемых источников энергии находится в Китае.

В настоящее время идет попытка надуть пузырь в сфере поиска месторождений природного водорода. Компании из разных стран инвестируют средства в бурение скважин для поиска подземных резервуаров, заполненных водородом.

Еще одним следствием нестабильности выработки возобновляемой энергии стал рост интереса к атомной энергетике. Однако из-за того, что в США и Европе эти технологии долгое время страдали от недостатка финансирования, они отстали от своих коллег в России и КНР. Возможно, финансовым спекулянтам удастся надуть «атомный пузырь», но добиться технологического лидерства западным компаниям будет очень сложно.

Наращивание доли возобновляемой энергетики привело к тому, что электроэнергия в европейских странах стала очень дорогой. Это неминуемо привело к упадку энергоемких отраслей промышленности. Компаниям стало выгоднее переносить производства в те страны, где энергия дешевле. Это ударило по доходам европейских стран. Для решения проблемы власти ЕС решили ввести углеродный налог на импортные товары. Если какие-то страны производят продукцию с помощью угля, нефти и газа, сжигание которых приводит к выбросам углекислоты, то они обязаны платить налог в бюджет ЕС при поставках на европейский рынок. Главной жертвой здесь должен оказаться Китай – мировой лидер по промышленному производству, который сжигает больше угля, чем весь остальной мир. Да и США такой подход явно не понравится.

Напомню, что продвижение возобновляемой энергетики и электромобилей сопровождалось рассуждениями о необходимости снизить уровень выбросов углекислого газа, чтобы предотвратить глобальное потепление. Если посмотреть на историю планеты Земля за миллиарды лет, то мы увидим постоянное чередование потеплений и похолоданий. За нынешним потеплением неминуемо придет похолодание. Характерно, что отсчет температур борцы с потеплением ведут с XIX в., когда закончился малый ледниковый период.

Скорее всего, в ближайшее время мы будем наблюдать снижение накала «климатической повестки». Это означает возобладание прагматичного подхода к эффективности использования тех или иных видов энергии. Страны будут стараться разнообразить свой энергобаланс, а не складывать все яйца в одну корзину.