Россия стоит на пороге новых гигантских строек
Егор Теплов-Барейша о трансформации рынкаПоследние годы рынок спецтехники переживает масштабную трансформацию. Европейские и американские компании, традиционно поставлявшие большую часть техники для крупных строек и для нужд промышленности, практически полностью ушли с рынка. Параллельный импорт этой техники идет на рынок по цене, примерно в два раза превосходящей цену двухлетней давности, и имеет ряд ограничений для покупателя (под вопросом сертификация, обслуживание техники). В результате этого продукция, прежде доминировавшая на рынке, в новых сделках приобретения и лизинга занимает не более 10%. Внутреннее производство спецтехники, несмотря на уверенный рост, заполнить образовавшуюся нишу все еще не в состоянии. Так, в прошлом году в страну было ввезено спецтехники на 440 млрд руб., а внутреннее производство обеспечило спрос на сумму в пять раз меньшую – 90 млрд руб.
Между тем Россия стоит на пороге новых гигантских строек, которые потребуют качественной и гарантированной механизации в огромных объемах. К началу 2010-х гг. для нормального функционирования экономики в России не хватало как минимум 250 000 км дорог, 50 обходов городов, более 50 аэропортов, свыше 20 000 км железнодорожных линий. С тех пор инфраструктурное отставание сократилось – государство активно вкладывалось в строительство новой инфраструктуры, но тем не менее отставание все еще сохраняется: в 2023 г. по уровню инфраструктурного развития Россия занимала 62-е место по соседству с Колумбией, Уругваем, Мексикой и Монголией. Темпы инфраструктурного строительства в России нарастают: если в 2022 г. было реконструировано 1600 км федеральных трасс и дорог федерального значения, то в этом году – уже более 2000 км. Только на строительство и ремонт дорог в России тратится от 3 до 10% федерального бюджета. В 2024–2028 гг. на эти цели будет потрачено более 2 трлн руб., на развитие железнодорожной инфраструктуры только в 2024 г. – 1,27 трлн руб., на модернизацию аэродромной инфраструктуры в 2024 г. – 40,2 млрд руб.
В 10 раз больше техники
Планы строительства на следующие годы действительно грандиозные.
В февральском послании президента Федеральному собранию озвучено поручений всего на 17 трлн руб., из них 10,5 трлн связано с разного вида строительством. Главным образом это инфраструктурное строительство, призванное дать экономике России новый толчок: это дорожное строительство, включая мосты и обходы городов, и строительство аэропортов, жилищное строительство, строительство высокоскоростных магистралей, объектов горнодобывающей промышленности, нефтегазового сектора. Согласно подсчетам Ассоциации импортеров и производителей спецтехники (АИПС), для реализации обозначенных президентом строек техники понадобится в 10 раз больше, чем сейчас присутствует на рынке. Это означает, что компании – поставщики спецтехники столкнутся с новыми вызовами. Помимо возросших объемов требуется высочайшее качество техники, поскольку новые стройки ставят новые технологические вызовы. Такие проекты, как новая скоростная автотрасса Джубга – Сочи, железнодорожные скоростные магистрали, обеспечивающие движение поездов со скоростью 400 км/ч, – все эти проекты требуют современной техники, которая будет на месте адаптирована под необходимые условия, будет на месте обслуживаться и будет иметь необходимые лицензии и гарантии.
Все это означает, что импортерам, российским производителям и приобретателям спецтехники, необходимо вместе с представителями государства тщательно обдумать и выработать новые правила взаимодействия, чтобы реализовать планируемые стройки качественно и в срок.
Где искать технику
В Санкт-Петербурге в «Экспофоруме» 4–6 сентября состоится ежегодная международная выставка-форум строительной и специальной техники, машин, оборудования и транспорта Eurasian Construction Technology. Мероприятие станет новым отраслевым событием международного уровня и федерального масштаба. Современное оборудование выставочного комплекса, высокий уровень безопасности, удобная логистика и навигация позволят разместить более 100 компаний на площади 20 000 кв. м, а также обеспечить комфортное общение с поставщиками, производителями спецтехники и регуляторами отрасли для 10 000 посетителей.
В ходе круглых столов и других деловых мероприятий форума участникам предстоит обсудить насущные вопросы развития отрасли. Их ждет деловая программа, разработанная при поддержке АИПС, объединяющей крупнейших поставщиков на рынке. В ней примут участие и представители регулирующих органов, которым можно будет напрямую задать вопросы.
В первую очередь будут обсуждаться вопросы импорта. На сегодняшний день порядка 80% рынка представлено китайскими, турецкими, индийскими и другими производителями. Их продукция по большей части дешевле европейской и американской, а разрыв в качестве с лидерами мировых рынков постепенно сокращается. При этом в отрасли спецтехники существует ряд проблем, которые требуют к себе повышенного внимания. Чтобы содействовать их решению, и была создана АИПС, объединение крупнейших импортеров и производителей спецтехники в стране. Цель ассоциации – представление и защита интересов участников рынка, содействие развитию их бизнеса в России и выработка правил игры для импортеров, дилеров, дистрибуторов и иностранных производителей, которые хотят поставлять спецтехнику в Россию. АИПС объединяет компании, задачи которых – не только поставка спецтехники, но и поддержание ее бесперебойной механизации. Участники АИПС обеспечивают стабильную работу стратегически важных отраслей: нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, инфраструктурного строительства, складской логистики, грузоперевозок и др.
Стройка – важнейший фактор развития экономики, а бесперебойная механизация на объектах – необходимое условие соблюдения сроков и темпов строительства.
Технике нужны правила и деньги
Одно из важнейших направлений работы с компаниями-дистрибуторами – создание цивилизованных условий для развития импорта.
Во-первых, за счет стимулирования импортеров к локализации производства. Например, обсудить возможность законодательного закрепления обязательств о создании производств на территории России для импортеров, объемы продаж которых превысили определенное количество единиц. Данная мера будет способствовать трансферу технологий. Локализация может осуществляться двумя способами: строительство своего завода в России иностранным производителем самостоятельно или же создание совместного производства с российской компанией, что обеспечивает максимально полный трансфер технологий. Это очень важная задача, она укладывается в русло концепции технологического суверенитета, в соответствии с которой действует наше правительство в нынешних геополитических условиях. В целом мы надеемся выстроить конструктивное взаимодействие с новым руководством Минпромторга.
Во-вторых, используя механизмы таможенных пошлин для импортеров.
В части пошлин необходимо сбалансировать вопросы их размера и качества поставляемой продукции. В фармацевтической отрасли существует принцип good manufacturing practice, когда качество производимой продукции отслеживается российскими надзорными органами непосредственно на заводе и в случае соответствия определенным стандартам продукция сертифицируется и получает право на налоговые льготы. Этот механизм можно было бы применить и в нашей отрасли. В этом случае достигается сразу три цели: борьба с поставками некачественной продукции, стимулирование добросовестных поставщиков и трансфер технологий, поскольку без выработки собственных стандартов мы не можем создать в стране современное производство.
Чрезвычайно остро стоят сейчас вопросы финансирования поставок спецтехники. Начиная с утилизационных сборов (на определенные категории спецтехники сборы повысятся с июля от 41% до 2,5 раза) и заканчивая вопросами ипотечного кредитования – все эти проблемы нуждаются в качественном обсуждении. В частности, планируемое повышение утилизационного сбора на 25% каждый год может привести к полному прекращению импорта спецтехники. Это, в свою очередь, ставит под угрозу срыва выполнение задач, поставленных президентом, – реализацию ряда масштабных инфраструктурных проектов. Вот почему так важны мероприятия, подобные тем, что проводит АИПС: они позволят услышать и учесть мнение всех участников отрасли, будут способствовать выработке взвешенных оптимальных решений.
Сейчас в стране поставкой спецтехники занимается порядка 560 компаний. Из них 126 компаний имеют оборот от 1 млрд и выше. При этом сейчас готовятся изменения на рынке промышленного кредитования, в связи с которыми именно этим компаниям промышленная ипотека будет недоступна, акцент будет сделан на поддержке компаний малого и среднего бизнеса. В то же время на рынке спецтехники работа малого и среднего бизнеса – вопрос достаточно проблематичный в свете гарантий работы поставляемой техники. На наш взгляд, этот рынок должен регулироваться так же, как регулируется туристический или авиационный бизнес: компании должны быть достаточно крупными, чтобы иметь возможность давать гарантии по предотвращению или реагированию на любые ситуации. В то же время механизм льготного кредитования должен оставаться доступен для всех игроков рынка, поскольку нынешний уровень коммерческих кредитов просто не дает возможности нормального существования отрасли.