На пути к стандартизации

ГЧП будет расти как минимум на 20% в год

Создание новых площадок для диалога между государством и бизнесом очень важно. Рынок государственно-частного партнерства (ГЧП) в России пока остается достаточно молодым, и существуют расхождения в оценках проектов и их рисков на стороне государства и на стороне частного партнера.

Каждый раз очень много времени уходит на переговоры, в ходе которых чиновники защищают интересы бюджета. У них есть свое восприятие рисков, возникающих в долгосрочных инфраструктурных проектах. Они не готовы брать на себя ответственность за принятие решений региональными госорганами, которые формально не подчиняются переговаривающейся стороне, а также не хотят принимать риски за макроэкономические изменения и, соответственно, увеличение стоимости реализации.

Бизнес со своей стороны также не готов полностью принимать эти риски на себя. Компании хотят получить хеджирование роста ключевой ставки, например, от государственных институтов развития, льготы в отношении нового оборудования и справедливый баланс распределения нагрузки. Для достижения компромисса необходимо создавать площадки для обмена успешным опытом, которые объединят бизнес, региональных и федеральных чиновников. В результате участники проектов синхронизируются относительно восприятия рисков. Поэтому конференции или премии на тему ГЧП очень полезны. Особенно кулуарные разговоры участников таких собраний.

Регионы, никогда не работавшие с концессиями, часто опасаются входить в этот рынок. Главная причина – иллюзорное удорожание проекта по сравнению с госзаказом. Для властей и граждан гораздо эффективнее привлечь на реализацию капиталоемкого проекта платное внебюджетное финансирование здесь и сейчас, чтобы построить какой-то инфраструктурный или социальный объект. После чего расплачиваться за него в рассрочку, когда он уже функционирует и приносит пользу жителям. Копить же государственные деньги в надежде на то, что через несколько лет их, возможно, хватит на реализацию проекта, малоперспективно. Гражданам нужна развитая инфраструктура сейчас, а не через десятилетия. Можно провести аналогию с покупкой квартиры. Пока человек копит деньги, стоимость квартиры непрерывно растет. За последние три года средняя цена за 1 кв. м в российской новостройке выросла вдвое. Можно копить всю жизнь, но никогда не приобрести недвижимость. С ипотекой же получаешь квартиру и можешь в ней жить, дальше расплачиваясь за нее с банком. При этом объект недвижимости продолжает дорожать. Спустя 20 лет его стоимость может стать существенно выше, чем сумма ипотечного кредита вместе с процентами.

Зачастую инвесторы сомневаются в целесообразности ГЧП, потому что не верят в возвратность инвестиций, например, в платные дороги. Здесь приходится искать аргументы, убеждая как чиновников, так и инвесторов в том, что проект будет эффективен. Для этого мы приводим в пример другие регионы, аналогичные проекты и мировой опыт.

При этом мой прогноз относительно будущего рынка ГЧП достаточно оптимистичный. В 2022 г. его объем уже оценивался в 765 млрд руб. В последние годы ускоренными темпами растут расходы федерального бюджета в инфраструктурные проекты, прежде всего в ГЧП. Это показатель того, что государство видит мультипликативный эффект для экономики регионов от этих вложений. Банки и инвесторы, видя действия властей, также действуют смелее, потому что чувствуют защиту с точки зрения макроэкономических рисков.

На мой взгляд, в ближайшее время рынок ГЧП будет расти как минимум на 20% в год. С учетом заявленных правительством планов насчет крупных федеральных проектов как в дорожной сфере, так и в инфраструктурном строительстве, в социальных проектах рост будет ускоряться. Власти принимают федеральные программы поддержки, обсуждают субсидирование ставок.

Газпромбанк поддерживает премию «Импульс» газеты «Ведомости», потому что очень важно на одной площадке собирать единомышленников и делиться опытом. И показывать всей стране, что именно инфраструктурные инвестиции являются ключом к социально-экономическому развитию и ускорению темпов роста ВВП.

На наш взгляд, эта премия также может стать дополнительным стимулом для регионов, которые пока еще не особенно активно применяют инструменты ГЧП, заинтересоваться ими. Увидев успешные примеры в этой сфере, они тоже захотят сделать жизнь людей лучше. Регионы могут ориентироваться на лучшие практики или стандартизованные механизмы применения ГЧП.

Одна из главных задач, в том числе и этой премии, – выработать на базе успешных проектов отраслевые стандарты, которые будут верифицированы федеральными органами власти и регуляторами. Они сократят сроки переговоров, структурирования и подготовки проектов в регионах, которые еще не имеют опыта применения инструментов ГЧП.