Проекты ГЧП: в чем их преимущества?

Одним из условий динамичного развития государства является обновление устаревшей инфраструктуры и создание новой. При этом перед государством встает проблема бюджетирования тех или иных проектов. Ограниченные возможности госбюджета и проблемы с комплексным структурированием проектов приводят к тому, что государство вынуждено разрываться между «тушением пожаров» и созданием будущих точек экономического роста.

Решить эту проблему и сохранить баланс помогает активное развитие механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Только в первой половине 2023 г. в стране было запущено проектов ГЧП на 445,7 млрд руб. – это вдвое больше, чем за аналогичный период 2022 г.

Строятся дороги, реконструируются коммунальные и инженерные сети, возводятся крупные социальные объекты. Группа К1 успешно встроилась в эту повестку и в рекордные сроки приступила к реализации таких проектов, как строительство поликлиник, университетского кампуса, инфекционной больницы и объектов ЖКХ.

Причины интереса к ГЧП вполне понятны. Бюджетные ресурсы государства ограничены, а ГЧП позволяет вовлекать внебюджетные средства в долгосрочные инвестиционные проекты, к тому же в таких условиях государству выгодно разделить риски и ответственность с частным партнером. В результате общество получает инфраструктуру, а частный инвестор – гарантии и механизм нивелирования рисков.

В рамках ГЧП создается общественно значимый продукт «под ключ», и инвестор заинтересован в его реализации. Он предлагает инновационные решения, основанные на передовых технологиях и практиках, что делает проект более современным, эффективным и полностью соответствующим заявленным требованиям и нормам. Зачастую частный инвестор разрабатывает проект «с нуля» и отвечает за полный цикл создания: «проектирование – строительство – эксплуатация». При таком подходе появляется интегрированная инфраструктура, которая позволяет заранее учитывать особенности, проблематику и риски каждого следующего этапа. Это помогает оптимизировать проект, применяя наиболее эффективные проектные и строительные решения. В традиционных же государственных проектах разрыв происходит на каждой стадии, что значительно влияет на их качество.

Реализовать полный цикл ГЧП-проекта позволяет высокая доля банковского финансирования, которая обеспечивает более устойчивую финансовую базу для проекта. В результате не возникает препятствий при его реализации. Банки оценивают риски и устанавливают ставки по кредитам, исходя из уровня неопределенности и надежности проекта. В ГЧП государство частично берет на себя риск, что способствует снижению ставок по кредитам. Для частных же проектов банковское финансирование – достаточно дорогой способ привлечения денежных средств. 

Многие строительные проекты бывают слишком дорогими, могут иметь длительный срок окупаемости или не обладать коммерческой составляющей вовсе, что отпугивает частных инвесторов. В ГЧП государство, берущее на себя часть рисков, обеспечивает стабильность проекта – в результате реализуются проекты, которые иначе остались бы на бумаге.

При этом значительная доля ответственности ложится на плечи частного партнера. Речь о полном цикле создания, контроле за сроками проекта, зачастую сжатыми, и бюджетом. Справиться с этой ответственностью помогает то, что частные инвесторы, вовлеченные в ГЧП, обладают большей гибкостью по сравнению с государственными структурами. Ориентированный на прибыль и успех проекта частный инвестор активно ищет способы оптимизации ресурсов, сокращения издержек и повышения эффективности.

Частные инвесторы в ГЧП, как правило, обладают уже наработанными процедурами и собственными системами управления рисками, что упрощает процесс принятия решений и позволяет избежать дополнительных задержек, которые могли бы возникнуть в государственных проектах. Справиться со всеми рисками и ответственностью частному инвестору помогает большая поддержка общества, так как значимость проектов очевидна.

Чтобы ГЧП стало по-настоящему значимым инструментом взаимодействия частного и государственного секторов, необходимо совершенствовать законодательную базу в сфере ГЧП. Частные инвесторы должны принимать в этом участие и помогать государству более свободно и уверенно ориентироваться в данном инвестиционном инструменте. Сейчас как никогда важно создавать стимулы для развития ГЧП, а не вводить ограничения, поскольку в этом случае частные инвесторы могут уйти от использования механизмов ГЧП, а государству реализовать эти проекты без частной стороны будет сложно.