Один риск на двоих

Почему государственно-частное партнерство может стать новым драйвером роста экономики

Проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) не замечают кризиса: в 2022 году этот рынок вырос на рекордные 800 млрд рублей, а в первой половине 2023-го — почти на 446 млрд рублей. Однако в масштабах экономики его вес все еще невелик — доля проектов ГЧП в ВВП России не превышает 3,1%. При этом растущий интерес со стороны рынка делает ГЧП инструментом с большим потенциалом, способным стать новым драйвером для развития промышленности, сельского хозяйства, IT-инфраструктуры.

ГЧП — это механизм, который позволяет совместить интересы власти и бизнеса в одном проекте, чтобы каждая из сторон несла те риски, которыми она лучше управляет, и получала выгоду соразмерно своему вкладу. Среди основных преимуществ ГЧП для государства — возможность развивать инфраструктуру, используя дополнительные финансовые возможности и опыт частного партнера. Для бизнеса ГЧП — шанс разделить с властями расходы и ключевые риски проекта, включая потенциальное изменение законодательства, недостаток спроса, а также строительные и земельные риски. В итоге, если проект качественно подготовлен, и бизнес, и государство остаются в выигрыше.

С точки зрения экономики в целом ГЧП-проекты тоже обладают значительным преимуществом, а именно, эффектом мультипликатора. Так как средства привлекаются в основном в общественную инфраструктуру и социально-значимые объекты, в масштабах экономики позитивный вклад намного превышает размер инвестиций. Например, в рамках ГЧП были уже реализованы крупные транспортные объекты — дороги, аэропорты, порты. Это позволило в более короткие сроки передвигаться между регионами, доставлять грузы, а также налаживать партнерские связи, запускать новые производства, создавать рабочие места. В результате, совокупность эффектов от реализации ГЧП-проектов дала возможность значительно повысить не только валовый региональный продукт (ВРП) в субъектах РФ, но и качество жизни населения.

При этом ГЧП имеет ряд плюсов в сравнении с традиционным госзаказом или частной инициативой. В случае с госзаказом бизнес — например, строительная компания — работает по техническому заданию, не обладая достаточными правами, чтобы скорректировать проект или предложить более эффективные решения для будущей эксплуатации. В финале мы получаем объекты, на которые в моменте хватило денег в бюджете, и далеко не всегда спроектированные с расчетом на многолетнее беспроблемное использование. В случае же с частными проектами бизнес может рассчитывать только на свои и заемные средства, оставаясь один на один со всеми проблемами. Гарантий, что новые объекты будут пользоваться спросом, даже если этот спрос зависит от действий органов власти, инвестору никто не даст.

Впрочем, несмотря на все преимущества ГЧП, его развитие происходит не без вызовов и различных препятствий. Одна из основных проблем — это качество проектов и сроки их запуска. Позитивные исключения есть, но, к сожалению, в большинстве случаев мы наблюдаем разрозненные бизнес-процессы, затягивание сроков, нарушения в процедурах и все это на фоне дефицита компетенций. Исправить ситуацию могут единые стандарты работы с ГЧП-проектами и перевод типовых бизнес-процессов взаимодействия с регионами и муниципалитетами в цифровой формат. Такую работу, например, ведет ВЭБ.РФ на платформе «Росинфра». В частности, уже запущен цифровой проектный офис с пошаговым алгоритмом работы с проектами и функционалом, который позволяет вести коллективную работу над документацией. На данный момент платформу уже внедряют восемь городов и 20 регионов, в ближайшее время к работе подключатся новые участники. Конечно, это пока лишь небольшая доля рынка, но есть понимание, что без полной его оцифровки в будущем будет невозможно кратно увеличить число проектов и повысить эффективность бюджетных инвестиций.

Другая сложность состоит в том, что лишь часть проектов, даже хорошо проработанных, возможно окупить только за счет сбора платы за использование от населения — например, в рамках утвержденных тарифов. В большинстве случаев встает необходимость софинансирования проектов из бюджета, и, как правило, регионы и муниципалитеты в такой ситуации не могут обойтись без федеральной поддержки. Речь идет в первую очередь о капиталоемких проектах в ЖКХ, социальной инфраструктуре, городском транспорте. Два года назад правительство пошло навстречу в этом вопросе и запустило ряд мер, направленных на реализацию ГЧП-проектов в сферах образования, спорта, транспорта, обращения с отходами, в том числе на приоритетных для развития территориях. Например, на Дальнем Востоке и Арктике действует специальная программа федерального софинансирования ГЧП-проектов — Дальневосточная и Арктическая концессия.  Кроме того, несколько специальных финансовых инструментов запустили институты развития. Среди них, например, Фабрика проектного финансирования ВЭБ.РФ и инфраструктурные облигации ДОМ.РФ.

Эффект от перечисленных мер поддержки уже виден. Например, по всей стране реализуется более 130 ГЧП-проектов по строительству школ, более 70 из них — при участии ВЭБ.РФ. Заключены концессии на обновление пассажирского электротранспорта в десяти городах, из них в семи уже приступили к строительно-монтажным работам. Кроме того, подписаны восемь концессий по созданию межвузовских кампусов. Однако, несмотря на достаточно активную работу Правительства в этом направлении, еще есть потенциал для запуска программ поддержки в здравоохранении (дискуссия об этом идет на протяжении многих лет) и благоустройстве. Кроме того, необходимо предусмотреть более активное использование ГЧП и в рамках комплексной программы модернизации ЖКХ.

В целом ГЧП сегодня — это востребованный инструмент, который все чаще выбирают государство и инвесторы, так как он помогает достичь оптимального баланса рисков, перекрыть дефицит средств, получить гарантированный спрос. По моему мнению, этот тренд будет все глубже распространяться по стране. При этом нет смысла ограничиваться только инфраструктурой: механизм позволяет реализовывать и передовые цифровые решения. Перспективным выглядит использование механизмов ГЧП для внедрения инновационных технологий в космической отрасли, сельском хозяйстве, беспилотной авиации, промышленности. Для реализации этого потенциала и запуска самих проектов нужно последовательно развивать нормативную базу и предоставить инвесторам механизмы партнерства. В этом случае ГЧП может дать новый импульс для развития экономики.